Русский фольклор. Народная мудрость.
Поиск Yandex по всему сайту
Помощь проекту ruolden.ru

Если Вам понравился сайт и Вы хотите помочь развитию проекта ruolden.ru, то это можно сделать

ЗДЕСЬ

Заранее благодарны!

Авторизация
Контактная форма

Списана М. М. Куклиным

Присказка. Засказывается сказка, разливается по печи кашка; сквозь печь капнуло в горшок ляпнуло; течи, потечи, идет добрый молодец из-за печи на свинье в седле, топором подпоясался, ноги за поясом; квашня старуху месит. Я ей сказал: спорынья в старуху! Она как схватит из-за лопаты печь, меня печью хлесть; я побежал через портки, приступок и изорвал.

Не в котором царстве, не в нашем государстве жил царь с царицей и глубочайшей были старости, лет восьмидесяти. В одно время ловили на море рыболовы рыбу. Увидавши, царь и посылает своего слугу: «Сходи к рыболовам и вели закинуть сети на мое счастье, там уж они сколько ни запросят, ты все им давай». Рыболовы закинули сеть и вытащили одну щуку, только что на ней кожа была как золотая. Приносит слуга эту щуку, и приказывает царь своей нянюшке приготовить пирог. Та разрезала щуку на три части; со серединою испекла про них, с головою про себя, обрубила хвост. Лежала под тем столом преогромная сука; этот хвост бросили ей. Когда скушали свой пирог, с того времени царица стала беременна, и также ихняя нянюшка, в то же самое время и сука; и родили даже они в одни дни, в одни часы; сука хоша принесла младенца, только были собачьи уши. Потом сходили за священником, начали давать имена. Царскому сыну дали Иван-царевич, а нянькиному — Иван нянькин. Священник пошел из комнаты вон. Сука, увидавши священника, начала говорить человеческим голосом: «Что же, батюшка, моему-то сыну какое дашь имя?» Священник посмотрел под стол. Увидавши младенца: «Ну, когда от суки родился, пусть будет Сучье рожденье». Сука отвечает ему: «Мне и этого довольно».

Эти молодцы росли не по годам, а по часам. Пришли все трое в совершенный возраст, стали ходить гулять и заниматься охотою. Звались они братьями, постоянно ходили везде вместе.

И говорит царский сын своим братьям: «Вот. что, братцы1 Кто же из нас старший будет, чтобы одному нам повиноваться?» А Сучье рожденье говорит: «Давайте, братцы, кидать сорокапудную палицу; который из нас дальше бросит, тот и будет старший, чтобы тому и повиноваться». Ивану-царевичу не хотелось так сделать. «Потому что я,—говорит,—- царский сын, так вы должны мне повиноваться», но в том он прекословить много не смел. Взявши сорокапудную палицу, бросили жребий — кому вперед начинать кидать ее. И досталось Ивану — царскому сыну, потом Ивану-нянькиному сыну, а Сучью рожденью последнему. Иван-царевич бросил далеко, Иван нянькин кинул еще дальше, Сучье рожденье всех дальше бросил. «Вот, братаны, вы должны все мне повиноваться по нашему уговору».

В одно время собрались и поехали все вместе на. охоту и заблудились в большом непроходимом лесу, так что к вечеру только могли они выбраться на один пространный луг, где находился пребольшой каменный дом и одни каменные пустые подвалы, а через реку мост.

Говорит Сучье рожденье своим братьям: «Вот что, братцы! Нужно здесь нам ночевать, надо разузнать, кто здесь проживает». Бросили они жребий, кому стоять у мосту и караулить ночью. Досталось Ивану — царскому сыну. Царский сын встал у моста, а братья его остались в доме ночевать. И в это время, часов в двенадцать ночи, проезжал по мосту Поганое-поганище о три головы. Только что въехал на середину моста, кони у него споткнулись. «Фу! Что вы спотыкаетесь! Говорят, что Сучье рожденье родится, да оно еще не родилось».

Иван-царевич, увидавший это чудовище, оченно испугался и скрылся от него из виду.

На рассвете утром рано приходит к своим братьям. И спрашивает его Сучье рожденье: «Что же, братец Иван, видел в сегодняшнюю ночь?» — «Положительно я ничего не видел»,— не сказывает.

Так же пришла очередь на другую ночь и Ивану — нянькину сыну. То же самое, часов в двенадцать ночи, проехало чудовище о шести голов. Кони у него на середине моста споткнулись. «Фу! Что вы спотыкаетесь! Еще Сучье рожденье не родилось; говорят, что родится,— оно еще не родилось».

Иван — нянькин сын также оченно испугался этого чудовища и скрылся из виду его.

Приходит к своим братьям утром рано. Спрашивает его Сучье рожденье: «Что же, братец Иван, сегодняшную ночь видел?» — «А ничего не видел»,—отвечает он Сучью рожденью.

На третьи сутки приходит черед дежурить Сучью рожденью. Взявши, Сучье рожденье на сумерках выкопал у мосту яму и поставил столб, взял рюмку, разрезал у себя палец и капнул одну каплю крови в рюмку и поставил на столб. И. говорит своим братьям: «Слушайте, братцы! Вы сегодня ночь, пожалуйста, не спите. Когда у нас зайдет с чудовищем распря, то посмотрите на эту рюмку, хошь она и полная будет крови, вы все-таки ко мне на помогу приезжайте, а кровь польется из рюмки вон, так вы отсюдова выбирайтесь сами, по крайней мере, мне одному погибнуть, а не всем».

То же самое, в двенадцать часов ночи, проезжает чудовище о двенадцати голов. Въехал на середину моста, кони у него и споткнулись. «Фу! Что вы спотыкаетесь! Еще Сучье рожденье не родилось; говорят, что оно родится, но еще не родилось».

Сучье рожденье выходит ему на мост навстречу и говорит ему: «Вы, чудовище, в этом ошибаетесь: я уже. давно родился».

Вышло чудовище из коляски и отвечает Сучью рожденью: «Что же, Сучье рожденье, мы с тобою будем делать? Будем мириться или биться?» — «Не желаю мириться, давай биться!»

И начал Сучье рожденье биться с чудовищем. Чудовище вовсе начал побеждать Сучье рожденье. Сучье рожденье смотрит на столб: рюмка стала полная крови, братьев к нему на помогу нет. А чудовище начал вовсе его побеждать. Говорит ему Сучье рожденье: «Дай, брат, еще мне проститься с белым светом». Чудовище отставши его бить, а между тем Сучье рожденье сдернул с ноги сапог и бросил к тому дому в ворота, где конь его рвался на дворе. В то время ворота растворились, конь выбежал вон и напал на чудовище, начал давить его. Когда чудовище начнет управляться с конем, то нападет Сучье рожденье на него. В то время вовсе ослаб чудовище, и Сучье рожденье победил его. И взявши, отрубил все двенадцать голов, туловище бросил в воду» У этого мосту лежала преогромная плита; отвалил плиту и положил под плиту головы, сел на коня, поехал. Заходит он в этот дом, где были братья его. Братья его оченно испугались и скрылись в пустых подвалах. Идет он мимо подвалов и кричит» «Братцы мои, братцы любезные! Где вы находитесь, живы или нет?» Братья слышат его голос, а выйти к нему не смеют. Сейчас же Сучье рожденье является в эти подвалы, а братаны  его тут. Увидали они Сучье рожденье, пали ему в ноги. «Извини нас, пожалуйста, за нашу измену!».

Выходят из подвалов, садятся на коней и поехали.

Говорит им Сучье рожденье: «Вот что, братцы! Заедемте к тому мосту, я там забыл перчатки». Отвечает ему царский сын: «Эх, брат, приедем домой, так и новые купишь». Взявши, поехали они к мосту, Сучье рожденье отвалил плиту и показал им все двенадцать голов. Братаны взглянулись друг с дружком, а ничего нё сказали. Взяв у плиты перчатки, надел на руки и поехал.

У Сучья рожденья были три сестры-волшебницы. Собрались они в одно место и начали говорить промеж себя, как бы им сгубить их. Старшая сестра говорит: «Я сделаюсь яблонею, ежели они этих яблоков наедятся, то все трое помрут», а середняя: «Я сделаюсь периной,— когда они на меня лягут, тогда уж им не встать будет», а третья: «Я сделаюсь,— говорит,— колодцем,— им захочется пить, и они будут из меня пить воду, тогда то же самое, могут помереть».

И увидавши они на дороге яблоню. И говорит им Иван-царевич: «Ах, братцы, какая преотличнейшая яблонь! Давайте сорвемте по яблочку и съедимте». Отвечает Сучье рожденье: «Ну, какие яблоки! Давай поезжайте вперед, и то опоздали».

Увидавши на дороге перину: «Ах, братцы, какая преотличнейшая перина, давайте-ка отдохнемте на ней!» Отвечает Сучье рожденье: «Что за отдых! Нужно поспешать домой».

Доезжают они до колодца. Говорит Иван — нянькин сын: «Братцы, ужасно мне пить хочется!» Отвечает Сучье рожденье: «Ну, что за питье! Неужели ты холодной воды не пивал!»

Выезжают они на пространный луг, по которому протекал преизрядный ручеек. Говорит Сучье рожденье: «Вот давеча пить-то хотели; здесь из этого ручейка сколько угодно, столько и можете кушать, и на этом лужку также и отдохнуть».

Взявши слезли с коней, напились из ручейка, отдохнули и поехали вперед. Заезжают в лес и нашли в лесу избушку. Остались в ней ночевать. Сучье рожденье и говорит им: «Вот что, братцы! Нужно теперича нам ходить на охоту: по крайней мере мы хоша не с простыми руками приедем домой». Побили они уток и кое-какой дичи. На другое утро, Сучье рожденье пошел с нянькиным Иваном на охоту, а Иван — царский сын остался приготовлять пищу.

Только успел истопить печку и кое-что приготовить, вдруг видит: идет старичок с ноготок, а борода — семь локтей, плеть тащит три аршина, пришел к дверям и не может их отворить. Иван — царский сын, взявши, отворил ему двери, посадил на лавку.

Говорит ему старичок: «Давай, пить да есть хочу, давай!» Иван — царский сын, что было у него приготовлено, все передавал старику, тот все приел и задал Ива-ну-царевичу порку.

На другое утро так же остается Иван — нянькин сын; царский сын пошел с Сучьим рожденьем на охоту. То же самое, только что приготовил пищу, идет тот самый старик, все у него поел и этому дал порку.

На. третье утро пришла очередь Сучью рожденью, а те братаны ушли на охоту. Сучье рожденье истопил печку и приготовил пищу, наклал трубку табаку, закурил и сел к окошку. Увидавши: идет этот опять старичок. «Ого, брат, какой ползет бугор!» Пришел к дверям: «Дверь отвори!» Сучье рожденье отвечает ему: «Не велик черт и сам отворишь». Старик отворил дверь. «На лавку посади!» — «Не велик черт и сам влезешь!» Старик сел на лавку. «Давай пить да есть мне!» Сучье рожденье выхватил у него плеть и давай пороть старика плетью. «…Мы и сами трое суток не едали!» Отжарил старика, вытащил в лес и расколол от ели пень, который был толщиною вершков двенадцать, и защемил старику длинную бороду, сам возвратился в свою хижину.

Приходят братья его с охоты. Сучье рожденье накормил их обедом. «Вот что, братцы! Пойдемте в лес, какое я нашел чудо!» Пришел к тому месту, где у него был оставлен старик, а его уже нету, также и пня. Он выворотил пень с корнем и унес его на бороде, и видно был кровавый след: должно быть, старик разбился. И пошли они по этому следу, дошли до подземного ходу, а лестницы туда не было.

«Вот что, братцы! Что во что ни встанет, а нужно отыскать этого старика. Давайте найдем медведя, снимем с него шкуру, нарежем ремней и спустите вы меня туда в эту пропасть».

В скором времени нашли они берлогу с медведем, убили медведя, сняли шкуру, нарезали ремней и опустили Сучье рожденье в пропасть. Сучье рожденье приказал им его дожидаться: «Дожидайтесь до тех пор, пока я не возвращусь».

Сучье рожденье пошел, и дошел он до медного царства, взошел в это царство и увидал сидящую девицу в креслах. И плела она салфетку. «Здравствуй, красная девица!» — «Здравствуй, добрый молодец!» — «Вы не знаете ли, пожалуйста, скажите мне: отсюдова ходит какой-то старичок и оченно у меня братьев изобижает».— «Скажу, только замуж возьмешь?» — «Отчего не взять, возьму».— «Ну, так ступайте вперед, его там найдёте». Дошел он до серебряного царства. И в этом царстве также увидел одну девицу. «Здравствуйте, красная девица!» — «Здравствуй, добрый молодец!» — «Вы не знаете ли, пожалуйста, отсюдова ходит какой-то старичок и оченно у меня обижает товарищей».— «Скажу, только замуж возьмешь?» — «Ну, возьму, только скажи, пожалуйста».— «Ступайте вперед, там есть еще сестра, та больше знает».

Дошел он до золотого царства. Также нигде никого не было, кроме одной девицы. Увидавши, поздоровался с ней. «Не знаете ли вы, почтеннейшая, отсюда ходит какой-то старичок и оченно у меня изобижает братьев».— «Знаю и скажу; только возьмете замуж?» — «Возьму, только скажите, пожалуйста».—«Ступайте вперед, он там пасет в поле скотину. Дойдете до речки, через реку будет мост, и на этом мосту стоят два колодца, в одном сильная вода, в другом бессильная. Вы возьмите эти колодцы и переставьте со стороны на сторону, когда же не переставите, он напьется сильной воды и вас победит, а переставите — напьется бессильной».

Пошел туда Сучье рожденье, дошел до мосту, переставил эти колодцы и нашел старика, который свернулся в меж кочки и крепко спал. Пнул его Сучье рожденье ногой. «Вставай, проклятый старичонка, полно тебе спать!» Сейчас старик проснулся, вскочил на ноги и побежал к колодцу и начал пить воду. Напившись воды, напал на Сучье рожденье. Сучье рожденье сразу убил старика, обратился назад и заходит к девице. «Ну, почтеннейшая, желательно вам идти замуж, давай собирайтесь». Та не долго собиралась, забрала нужные вещи и отправилась с ним в путь. Сучье рожденье идет да все назад оглядывается. Говорит ему девица: «Что же вы, душа, все назад оглядываетесь?» — «Как же не оглядываться? Какое здание остается пустым!» Девица проговоривши ему неизвестные слова, и превратилось все в золотой шарик. Взявши шарик, подала она ему, он положил в карман. Так же дошли до другой девицы, и та совсем собралась, отправились в путь трое. Сучье рожденье идет, опять же назад оглядывается. «Что же вы назад оглядываетесь?» — «Как же не оглядываться — такое здание остается пустым». И эта девица обратила все царство в шарик. Так же и третья. И положил он все шарики в карман. Доходят они до той пропасти, в которую был спущен ремень. Взявши, привязал он девиц, и вытащили его братья их. Потом опустили ремень, привязался Сучье рожденье. Польстились братья на этих принцесс, обрубили ремень, и Сучье рожденье упал вниз. Братья отправились домой, а он пошел тем пустым местом. Увидавши, где старик пас скотину, в стороне преогромный сарай, заходит в сарай и увидал тут Жар-птицу. «Жар-птица, не можешь ли ты меня вынести на божий свет?» — «Ну, когда ты победил моего злодея, так я тебя вынесу». Жар-птица и вынесла Сучье рожденье.

Сучье рожденье пошел в свою местность, а домой не является и слышит про своих братей, что они уже по прибытии женились: Иван — царский сын взял девицу из серебряного царства, а нянькин из медного. А та из золотого царства была у царевича в прислужницах. Царю сказали, что Сучье рожденье пропал без вести и об нем помину нет. Отошедши Сучье рожденье верст пять от столичного города и раскинул свой золотой шарик по лугу, выбрал преизрядное местечко. Старый царь вставши утром рано и увидавши в подзорную трубку из  окна этот самый дом. «Что же такое? Сколько лет живу . на свете, не бывало никакого дому, очутился какой пре-изрядный дом!»

Увидавши, самые девицы и признают его своим, потому что явился тот самый человек, который нас избавил, и у него были все наши три шарика.

В одно время и посылает Сучье рожденье старому  царю письмо и требует его в гости. Царь немедленно является. «А желательно разузнать, кто тут проживает!» Приезжает. Увидавши Сучье рожденье, известного ему человека, и начал его расспрашивать: где и в каком он месте находился и где расстался со своим братьям? Сучье рожденье рассказал ему всю подробность с того самого времени, как они отлучились на охоту; Старый царь приезжает в горячности домой, приказал своего родного сына казнить, а нянькина вовсе прогнать за ихнюю измену, с Сучьим рожденьем остался жить и принял его в наследники. Сучье рожденье обвенчался на этой принцессе из золотого царства и стал жить преспокойно, тем и кончилось. Сказка вся, и врать больше нельзя.