Русский фольклор. Народная мудрость.
Поиск Yandex по всему сайту
Помощь проекту ruolden.ru

Если Вы хотите поучаствовать финансово и помочь развитию проекта ruolden.ru, то это можно сделать

ЗДЕСЬ

Авторизация
Контактная форма
Главная » Русские народные поверья, поклонения, суеверия и предрассудки
Русские народные поверья, поклонения, суеверия и предрассудки

У нас есть поверья – остаток или памятник язычества; они держатся потому только, что привычка обращается в природу, а отмена старого обычая всегда и везде встречала сопротивление. Сюда же можно причислить все поверья русского баснословия, которое, по всей вероятности, в связи с отдаленными временами язычества. Другие поверья придуманы случайно, для того, чтобы заставить малого и глупого, окольным путем, делать или не делать того, чего от него прямым путем добиться было бы гораздо труднее. Застращав и поработив умы, можно заставить их повиноваться, тогда как пространные рассуждения и доказательства ни малого, ни глупого, не убедят и, во всяком случае, допускают докучливые опровержения.

Поверья третьего разряда, в сущности своей, основаны на деле, на опытах и замечаниях; поэтому их неправильно называют суевериями; они верны и справедливы, составляют опытную мудрость народа, а потому знать их и сообразоваться с ними полезно. Эти поверья бесспорно должны быть все объяснимы из общих законов природы: но некоторые представляются до времени странными и темными.

Засим непосредственно следуют поверья, основанные также в сущности своей, на явлениях естественных, но обратившиеся в нелепость по бессмысленному их применению к частным случаям.

Пятого разряда поверья изображают дух времени, игру воображения, иносказания – словом, это народная поэзия, которая, будучи принята за наличную монету, обращается в суеверие.

К шестому разряду, наконец, должно причесть – может быть только до поры до времени – небольшое число таких поверий, в коих мы не можем добиться никакого смысла. Или он был утрачен по изменившимся житейским обычаям или вследствие искажений самого поверья, или же мы не довольно исследовали дело, или, наконец, может быть в нем смыслу нет и не бывало. Но как всякая вещь требует объяснения, то и должно заметить, что такие вздорные, уродливые поверья произвели на свет, как замечено выше, или умничанье, желание знать более других и указывать им, как и что делать, – или пытливый, любознательный ум простолюдина, доискивающийся причин непонятного ему явления; эти же поверья нередко служат извинением, оправданием и утешением в случаях, где более не к чему прибегнуть. С другой стороны, может быть, некоторые бессмысленные поверья изобретены были также и с тою только целью, чтобы, пользуясь легковерием других, жить на чужой счет. Этого разряда поверья можно бы назвать мошенническими.

Вопрос, откуда взялись баснословые лица, о коих мы хотим теперь говорить – возникал и в самом народе: это доказывается сказками об этом предмете, придуманными там же, где в ходу эти поверья. Домовой, водяной, леший, ведьма и проч. не представляют собственно нечистую силу; но, по мнению народа, созданы ею, или обращены из людей, за грехи или провинности. По мнению иных, падшие ангелы, спрятавшиеся под траву прострел, поражены были громовою стрелою, которая пронзила ствол этой травы, употребляемой по этому поводу для залечения ран – и низвергла падших духов на землю; здесь они рассыпались по лесам, полям и водам и населили их. Все подобные сказки явным образом изобретены были уже в позднейшие времена; может быть, древнее их мнение, будто помянутые лица созданы были нечистым для услуг ему и для искушения человека; но что домовой, например, который вообще добродетельнее прочих, отложился от сатаны – или, как народ выражается, от черта отстал, а к людям не пристал.

В. И. Даль «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа»


  • По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре. По А.Н. Афанасьеву
      В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, у него был сын Иван-царевич – и красивый, и умный, и …
  • Колобок. Сборник Д. К. Зеленина
    Жил-был старик со старухой. У них ничего не было, есть-то стало нечего. Вот и говорит старик старухе: «Поди-ка, старуха, замети …
  • Кардыган. Н.П.Вагнер
    Посвящается Я. П. Полонскому I    Вставай, мой сладенький, мое ядрышко писаное, рисованое. Вставай духом. К заутрене звонят. — Сейчас, …
  • Напутствие сестры невесте
    Невеста сестре: Ты скажи-тко, сестрица милая, Каково жить во чужих людях? Сестра невесте: – Ты голубушка, моя сестрица, Я не …
  • Я в садочке была
    Я в садочке была Да я цветочки рвала. Я цветочки рвала Да я веночки плела. Я веночки плела, Я подружек …
  • Вор
      Жил-был старик со старухою; у них был сын, по имени Иван. Кормили они его, пока большой вырос, а потом …
  • Сказка о нужде, о счастии и о правде. В.И. Даль
    Гой, нужда-свет, барыня горемычная! Ты ль с босой ноги на босу ногу переступаешь, кулаки студеные продуваешь, щец горячих и прихлебнула …
  • Мой костер в тумане светит
    Мой костер в тумане светит, Искры гаснут на лету… Ночью нас никто не встретит, Мы простимся на мосту. Ночь пройдет …
  • Петух и бобок
      Жил-был старик со старухой; петушок у них на завалинке рылся и вырыл бобок; хотел сглонуть и подавился. Подавился и …
  • Колдуны и нечистая сила. По А.Н. Афанасьеву
    Древнейшие представления о боге-громовнике носят двойственный характер: являясь, с одной стороны, божеством светлым, разителем демонов, творцом мира и подателем плодородия …
  • Калина красная
    Калина красная, Калина вызрела… Я у залеточки Характер вызнала. Характер вызнала, Характер, ой, какой! Я не уважила, А он пошел …
  • Леший – крысиный пастух
    Прежде крыс по домам да по дворам и в помине не было. А развелись они с той поры, как леший …
  • Латефа-Манефа (из книги Козлиные сказки). А.С. Рославлев
    Сидит Латефа-Манефа на печи, веником дым разгоняет, в трубе ворона гнездо свила, — влезть бы на крышу, да трубу-то вычистить, — Латефе-Манефе …
  • Знахарь
      Жил бедный да продувной мужичок, по прозванью Жучок; украл у бабы холстину и спрятал в омете соломы, а сам …
  • Сказка про терем мухи. По А.Н. Афанасьеву
    Построила муха терем; пришла вошь-поползуха: «Кто, кто, кто в терему? Кто, кто, кто в высоком?»—«Муха- горюха; а ты кто?»—«Я вошь-поползуха». …
  • Солдат на исповеди
    Жил-был поп, имел большой приход, а был такой жадный, что великим постом за исповедь меньше гривенника ни с кого не …
  • Ой, да не вечер
    Ой, да не вечер, да не вечер Мне малым-мало спалось, Мне малым-мало спалось, Ой, да во сне привиделось. Мне во …
  • Паштрук, Паштрук
    Паштрук, Паштрук, паш турецкий, Паш турецкий да земли грецкие, Приходит он в каменну Москву, В каменну Москву к государю самому: …
  • Мужик, баба и Спас
    Жили мужик да баба, а жили они больше врозь. Мужик-то все ходил по городам, работал там. А бабе сделалось, видно, …
  • Леший, лесовик, лешак
    Леший, лесовик, лешак, лисун, боровик — в восточносла­вянской мифологии злой дух, воплощение леса как враждебной человеку части пространства. Леший — …