Русский фольклор. Народная мудрость.
Поиск Yandex по всему сайту
Помощь проекту ruolden.ru

Если Вы хотите поучаствовать финансово и помочь развитию проекта ruolden.ru, то это можно сделать

ЗДЕСЬ

Авторизация
Контактная форма
Главная » Русские народные поверья, поклонения, суеверия и предрассудки
Русские народные поверья, поклонения, суеверия и предрассудки

У нас есть поверья – остаток или памятник язычества; они держатся потому только, что привычка обращается в природу, а отмена старого обычая всегда и везде встречала сопротивление. Сюда же можно причислить все поверья русского баснословия, которое, по всей вероятности, в связи с отдаленными временами язычества. Другие поверья придуманы случайно, для того, чтобы заставить малого и глупого, окольным путем, делать или не делать того, чего от него прямым путем добиться было бы гораздо труднее. Застращав и поработив умы, можно заставить их повиноваться, тогда как пространные рассуждения и доказательства ни малого, ни глупого, не убедят и, во всяком случае, допускают докучливые опровержения.

Поверья третьего разряда, в сущности своей, основаны на деле, на опытах и замечаниях; поэтому их неправильно называют суевериями; они верны и справедливы, составляют опытную мудрость народа, а потому знать их и сообразоваться с ними полезно. Эти поверья бесспорно должны быть все объяснимы из общих законов природы: но некоторые представляются до времени странными и темными.

Засим непосредственно следуют поверья, основанные также в сущности своей, на явлениях естественных, но обратившиеся в нелепость по бессмысленному их применению к частным случаям.

Пятого разряда поверья изображают дух времени, игру воображения, иносказания – словом, это народная поэзия, которая, будучи принята за наличную монету, обращается в суеверие.

К шестому разряду, наконец, должно причесть – может быть только до поры до времени – небольшое число таких поверий, в коих мы не можем добиться никакого смысла. Или он был утрачен по изменившимся житейским обычаям или вследствие искажений самого поверья, или же мы не довольно исследовали дело, или, наконец, может быть в нем смыслу нет и не бывало. Но как всякая вещь требует объяснения, то и должно заметить, что такие вздорные, уродливые поверья произвели на свет, как замечено выше, или умничанье, желание знать более других и указывать им, как и что делать, – или пытливый, любознательный ум простолюдина, доискивающийся причин непонятного ему явления; эти же поверья нередко служат извинением, оправданием и утешением в случаях, где более не к чему прибегнуть. С другой стороны, может быть, некоторые бессмысленные поверья изобретены были также и с тою только целью, чтобы, пользуясь легковерием других, жить на чужой счет. Этого разряда поверья можно бы назвать мошенническими.

Вопрос, откуда взялись баснословые лица, о коих мы хотим теперь говорить – возникал и в самом народе: это доказывается сказками об этом предмете, придуманными там же, где в ходу эти поверья. Домовой, водяной, леший, ведьма и проч. не представляют собственно нечистую силу; но, по мнению народа, созданы ею, или обращены из людей, за грехи или провинности. По мнению иных, падшие ангелы, спрятавшиеся под траву прострел, поражены были громовою стрелою, которая пронзила ствол этой травы, употребляемой по этому поводу для залечения ран – и низвергла падших духов на землю; здесь они рассыпались по лесам, полям и водам и населили их. Все подобные сказки явным образом изобретены были уже в позднейшие времена; может быть, древнее их мнение, будто помянутые лица созданы были нечистым для услуг ему и для искушения человека; но что домовой, например, который вообще добродетельнее прочих, отложился от сатаны – или, как народ выражается, от черта отстал, а к людям не пристал.

В. И. Даль «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа»


  • Поход царя Михаила на Астрахань
    Снаряжался православный царь Михайло во дорожку, Как во дальнюю дорожку в Астраханску. Снарядился он со воинством, Все с полками со …
  • Два Ивана — солдатских сына
    В некотором царстве, в некотором государстве жил-был мужик. Прошло время — записали его в солдаты; оставляет он жену, стал с …
  • Воздалече то было, воздалеченьки
    Воздалече то было, воздалеченьки, Пролегала степь‑дороженька. Да никто по той дороженьке не хаживал, Как и шел там, прошел с тиха …
  • Оборотни
    Ехал как-то барин со своим кучером и заспорили, почему одному человеку худо живется, а другому хорошо. — Это потому, — …
  • Царевна-змея. В обработке А.Н. Афанасьева
      Ехал казак путем-дорогою и заехал в дремучий лес; в том лесу на прогалинке стоит стог сена. Остановился казак отдохнуть …
  • Братья-охотники
    В некотором царстве, в некотором государстве жили-были два брата — охотника. Вот раз пошли они на добычу. Золотого зайца увидели. …
  • Великаны и карлики в славянской мифологии. По А.Н. Афанасьеву
    Предания о великанах общи всем индоевропейским народам. Эти исполинские образы (создание которых еще не так давно поверхностная критика приписывала только …
  • Женитьба Гришки Отрепьева
    Што на нас-то, на нас Господь бог прогневался. Создал-то, создал господь-бог наместничка Вора Гришку Отрепьева. Не успел ли он, вор-собака, …
  • Ой, при лужку, при лужке
    Ой, при лужку, при лужке, При широком поле, При знакомом табуне Конь гулял на воле. Эх, ты гуляй, гуляй, мой …
  • Кот, петух и лисица. Сборник Д. К. Зеленина
    Жили-были кот да петух. Кот пошел в лес дрова рубить, а петуха оставил дома: «Ты,—говорит,— петух, оставайся домовничать, да не …
  • Уж и я ли, молода
    Уж и я ли, молода, Одинокая была, Одинокая была, В одиночестве жила. Затопила избу-хату, Сама по воду пошла, Сама по …
  • Данило Бессчастный
    Во городе Киеве у нашего князя Владимира много слуг и крестьян, да был при нем Данило Бессчастный дворянин: придет день …
  • Василиса Премудрая. Обработка В. А. Гатцука
    Скажем-ка про лето, про тепло, про весну про красну, про зиму студену… Слеталися птицы стадами, садилися птицы рядами, пели они, …
  • Ермак просит выпустить его из неволи
    А‑ой да, растемным‑то темна Вот темная ночушка, Ночушка она осе… вот осенняя; А‑ой да, растемнее того Вот тёмная темница, Тюрьма …
  • Сказка о пчеле Мохнатке. В.П. Авенариус
    Рассказ для детей О ТОМ, КАК МОХНАТКА НА СВЕТ БОЖИЙ ВЫШЛА В саду — пчельник, в пчельнике — ульи, в …
  • Выйду на улицу
    Выйду на улицу – солнца нема, Парни молодые свели меня с ума. Выйду на улицу, гляну на село, — Девки …
  • Как на тоненький ледок…
    Как на тоненький ледок Выпал беленький снежок, Выпал снежок беленький, Пришел ко мне миленький, Приносил подарочек, В косу ленту алую: …
  • Лисица и тетерев. Л.Н. Толстой
    Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит: — Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так …
  • Сказка о золотой рыбке (по А.Н. Афанасьеву)
    На море на океане, на острове на Буяне стояла небольшая ветхая избушка; в той избушке жили старик да старуха. Жили …
  • Адельстан. В.А. Жуковский
    День багрянил, померкая, Скат лесистых берегов; Реин, в зареве сияя, Пышен тек между холмов.   Он летучей влагой пены Замок …