Русский фольклор. Народная мудрость.
Поиск Yandex по всему сайту
Помощь проекту ruolden.ru

Если Вам понравился сайт и Вы хотите помочь развитию проекта ruolden.ru, то это можно сделать

ЗДЕСЬ

Заранее благодарны!

Авторизация
Контактная форма
Русские поверья, суеверия и предрассудки

У нас есть поверья – остаток или памятник язычества; они держатся потому только, что привычка обращается в природу, а отмена старого обычая всегда и везде встречала сопротивление. Сюда же можно причислить все поверья русского баснословия, которое, по всей вероятности, в связи с отдаленными временами язычества. Другие поверья придуманы случайно, для того, чтобы заставить малого и глупого, окольным путем, делать или не делать того, чего от него прямым путем добиться было бы гораздо труднее. Застращав и поработив умы, можно заставить их повиноваться, тогда как пространные рассуждения и доказательства ни малого, ни глупого, не убедят и, во всяком случае, допускают докучливые опровержения.

Поверья третьего разряда, в сущности своей, основаны на деле, на опытах и замечаниях; поэтому их неправильно называют суевериями; они верны и справедливы, составляют опытную мудрость народа, а потому знать их и сообразоваться с ними полезно. Эти поверья бесспорно должны быть все объяснимы из общих законов природы: но некоторые представляются до времени странными и темными.

Засим непосредственно следуют поверья, основанные также в сущности своей, на явлениях естественных, но обратившиеся в нелепость по бессмысленному их применению к частным случаям.

Пятого разряда поверья изображают дух времени, игру воображения, иносказания – словом, это народная поэзия, которая, будучи принята за наличную монету, обращается в суеверие.

К шестому разряду, наконец, должно причесть – может быть только до поры до времени – небольшое число таких поверий, в коих мы не можем добиться никакого смысла. Или он был утрачен по изменившимся житейским обычаям или вследствие искажений самого поверья, или же мы не довольно исследовали дело, или, наконец, может быть в нем смыслу нет и не бывало. Но как всякая вещь требует объяснения, то и должно заметить, что такие вздорные, уродливые поверья произвели на свет, как замечено выше, или умничанье, желание знать более других и указывать им, как и что делать, – или пытливый, любознательный ум простолюдина, доискивающийся причин непонятного ему явления; эти же поверья нередко служат извинением, оправданием и утешением в случаях, где более не к чему прибегнуть. С другой стороны, может быть, некоторые бессмысленные поверья изобретены были также и с тою только целью, чтобы, пользуясь легковерием других, жить на чужой счет. Этого разряда поверья можно бы назвать мошенническими.

Вопрос, откуда взялись баснословые лица, о коих мы хотим теперь говорить – возникал и в самом народе: это доказывается сказками об этом предмете, придуманными там же, где в ходу эти поверья. Домовой, водяной, леший, ведьма и проч. не представляют собственно нечистую силу; но, по мнению народа, созданы ею, или обращены из людей, за грехи или провинности. По мнению иных, падшие ангелы, спрятавшиеся под траву прострел, поражены были громовою стрелою, которая пронзила ствол этой травы, употребляемой по этому поводу для залечения ран – и низвергла падших духов на землю; здесь они рассыпались по лесам, полям и водам и населили их. Все подобные сказки явным образом изобретены были уже в позднейшие времена; может быть, древнее их мнение, будто помянутые лица созданы были нечистым для услуг ему и для искушения человека; но что домовой, например, который вообще добродетельнее прочих, отложился от сатаны – или, как народ выражается, от черта отстал, а к людям не пристал.

В. И. Даль «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа»


  • Заколдованная королевна
      В некоем королевстве служил у короля солдат в конной гвардии, прослужил двадцать пять лет верою и правдою; за его …
  • Ставр Годинович. Пересказ Н. И. Надеждина
        Пирует князь Солнышко в своих просторных палатах; гостей у него видимо-невидимо. Веселятся гости; хорошо они угостились, языки у …
  • Солнце, месяц и Ворон Воронович. По А.Н. Афанасьеву
    В обработке А.Н. Афанасьева Жил-был старик да старуха, у них было три дочери. Старик пошел в амбар крупку брать; взял …
  • Чёрт в славянской мифологии
    Чёрт — в славянской мифологии злой дух. Образ чёрта дохристианского происхождения, но христианские представления о дьяволе оказали решающее воздействие на …
  • Во кузнице
    Во ку… во кузнице, Во ку… во кузнице, Во кузнице молодые кузнецы, Во кузнице молодые кузнецы. Они, они куют, Они, …
  • Наль и Дамаянти. В.А. Жуковский
    Индейская повесть Наль и Дамаянти есть эпизод огромной Индейской поэмы Магабараты. Этот отрывок, сам по себе составляющий полное целое, два …
  • Журавль и цапля. В.И. Даль
    Летала сова — веселая голова; вот она летела, летела да и села, головой повертела, по сторонам посмотрел Это не сказка, …
  • Илья Муромец и Калин‑царь
    Во славном во Киеве‑городе Был сильныя славныя богатырь Илья Муромец, Он ездил далече‑далече во чистом поли, Он ездил много времени. …
  • Сказка о лисе, зайце и петухе
    Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная; пришла весна красна — у лисицы избенка …
  • Волк — дурень. По А.Н. Афанасьеву
    В обработке А.Н. Афанасьева В одной деревне жил-был мужик, у него была собака; смолоду сторожила она весь дом, а как …
  • По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре. По А.Н. Афанасьеву
      В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, у него был сын Иван-царевич – и красивый, и умный, и …
  • Оборотни — волкодлаки
    От русалок прямой переход к «оборотням», – таким же мнимым существам, почти однородного происхождения. Чтобы стать настоящей русалкой, т. е. …
  • Орел и Карга
    Летит Орел до леса, а сам думает: «Где бы мне пищу найтить?» Долетел до леса и видит: Карга на суку …
  • Вдоль по улице метелица метет
    Вдоль по улице метелица метет, За метелицей мой миленький идет; Ты постой, постой, красавица моя, Дозволь наглядеться, радость, на тебя! …
  • Михайло Казаренин
    Как из далеча было, из Галичья, Из Волынца города, из Галичья, Как ясен сокол вон вылетывал, Как бы белой кречет …
  • Репка. А.Н. Толстой
    Посадил дед репку и говорит: – Расти, расти, репка, сладка! Расти, расти, репка, крепка! Выросла репка сладка, крепка, большая пребольшая. …
  • Жена Химка
    Жил муж Филя, у него жена была Хима — беспечная, сонливая, нерадивая. Раз в летний день пошла она рожь жать; …
  • Пословицы о беде, горе и радости
    В семь лет перебедовали семьдесят семь бед. Живем – покашливаем, ходим – похрамываем. Что день – то радость, а слез …
  • Коза-Дереза
    Жили-были старик со старухой да их дочка. Вот дочка пошла пасти коз. Пасла по горам, по долам, по зелёным лугам, …
  • О Ваське – Муське
      В некотором царстве, некотором государстве, а именно в том, в котором мы живем, жил-был помещик. У помещика был кот, …