Русский фольклор. Народная мудрость.
Поиск Yandex по всему сайту
Помощь проекту ruolden.ru

Если Вам понравился сайт и Вы хотите помочь развитию проекта ruolden.ru, то это можно сделать

ЗДЕСЬ

Заранее благодарны!

Авторизация
Контактная форма
Главная » Русские поверья, суеверия и предрассудки
Русские поверья, суеверия и предрассудки

У нас есть поверья – остаток или памятник язычества; они держатся потому только, что привычка обращается в природу, а отмена старого обычая всегда и везде встречала сопротивление. Сюда же можно причислить все поверья русского баснословия, которое, по всей вероятности, в связи с отдаленными временами язычества. Другие поверья придуманы случайно, для того, чтобы заставить малого и глупого, окольным путем, делать или не делать того, чего от него прямым путем добиться было бы гораздо труднее. Застращав и поработив умы, можно заставить их повиноваться, тогда как пространные рассуждения и доказательства ни малого, ни глупого, не убедят и, во всяком случае, допускают докучливые опровержения.

Поверья третьего разряда, в сущности своей, основаны на деле, на опытах и замечаниях; поэтому их неправильно называют суевериями; они верны и справедливы, составляют опытную мудрость народа, а потому знать их и сообразоваться с ними полезно. Эти поверья бесспорно должны быть все объяснимы из общих законов природы: но некоторые представляются до времени странными и темными.

Засим непосредственно следуют поверья, основанные также в сущности своей, на явлениях естественных, но обратившиеся в нелепость по бессмысленному их применению к частным случаям.

Пятого разряда поверья изображают дух времени, игру воображения, иносказания – словом, это народная поэзия, которая, будучи принята за наличную монету, обращается в суеверие.

К шестому разряду, наконец, должно причесть – может быть только до поры до времени – небольшое число таких поверий, в коих мы не можем добиться никакого смысла. Или он был утрачен по изменившимся житейским обычаям или вследствие искажений самого поверья, или же мы не довольно исследовали дело, или, наконец, может быть в нем смыслу нет и не бывало. Но как всякая вещь требует объяснения, то и должно заметить, что такие вздорные, уродливые поверья произвели на свет, как замечено выше, или умничанье, желание знать более других и указывать им, как и что делать, – или пытливый, любознательный ум простолюдина, доискивающийся причин непонятного ему явления; эти же поверья нередко служат извинением, оправданием и утешением в случаях, где более не к чему прибегнуть. С другой стороны, может быть, некоторые бессмысленные поверья изобретены были также и с тою только целью, чтобы, пользуясь легковерием других, жить на чужой счет. Этого разряда поверья можно бы назвать мошенническими.

Вопрос, откуда взялись баснословые лица, о коих мы хотим теперь говорить – возникал и в самом народе: это доказывается сказками об этом предмете, придуманными там же, где в ходу эти поверья. Домовой, водяной, леший, ведьма и проч. не представляют собственно нечистую силу; но, по мнению народа, созданы ею, или обращены из людей, за грехи или провинности. По мнению иных, падшие ангелы, спрятавшиеся под траву прострел, поражены были громовою стрелою, которая пронзила ствол этой травы, употребляемой по этому поводу для залечения ран – и низвергла падших духов на землю; здесь они рассыпались по лесам, полям и водам и населили их. Все подобные сказки явным образом изобретены были уже в позднейшие времена; может быть, древнее их мнение, будто помянутые лица созданы были нечистым для услуг ему и для искушения человека; но что домовой, например, который вообще добродетельнее прочих, отложился от сатаны – или, как народ выражается, от черта отстал, а к людям не пристал.

В. И. Даль «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа»


  • Журавль и цапля. Обработка В. А. Гатцука
    На одном болоте, да в разных концах жили-были Журавль и Цапля. Наскучило Журавлю холостое житье: «Пойду-ка я, — думает, — …
  • Барин-спорщик
    С барином мы спорили. Барин и говорит: — Богатырев, — говорит, — я тебя переспорю — год работником у меня …
  • Два приятеля
      Некогда были такие два молодца, что хотя самый прекрасный день, но один говорит: «На дворе дождь», а другой закричит: …
  • Любовь великая. Н.П. Вагнер
    I На краю города, в сыром, холодном подвале, жила бедная старушка со своей маленькой внучкой. В этот подвал постоянно стекала …
  • Царь-чернокнижник
    Живал-бывал царь — вольный человек; жил на ровном месте, как на скатерти. У него была жена, дочи да люди рабочи. …
  • Мужик и заяц
    Шел однажды бедный мужик по полю. Вдруг видит — сидит под кустом заяц. Обрадовался мужик и говорит: — Вот теперь …
  • Глупая барыня
      Жила-была барыня, глупая-преглупая. Что ни забьет себе в голову – умри, а исполни. Вот задумала барыня вывести сорок цыплят, …
  • Сказка — Морозко
    Живало-бывало,— жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка. Все знают, как за …
  • Моряны, огняны и ветряны. В.И. Даль
    Моряны, огняны и ветряны есть у других славянских племен; но русские, кажется, ничего об этом не знают. Праздник Купала и …
  • Газетчик-обманщик и легковерный писатель. М.Е. Салтыков-Щедрин
    Жил-был газетчик, и жил-был читатель. Газетчик был обманщик — все обманывал, а читатель был легковерный — всему верил. Так уж …
  • Чёртова телега. А.С. Рославлев
    Тосковала вдова по муже — день и ночь плакала. Под сороковой день такая навалилась на нее тягота, что взяла она …
  • Во кузнице
    Во ку… во кузнице, Во ку… во кузнице, Во кузнице молодые кузнецы, Во кузнице молодые кузнецы. Они, они куют, Они, …
  • Награда. Л.Н. Толстой
    Мужик нашел дорогой камень и понес его к царю. Пришел во дворец и стал спрашивать у царских слуг: как бы …
  • Муравей. А.Н. Толстой
    Ползёт муравей, волокет соломину. А ползти муравью через грязь, топь да мохнатые кочки; где вброд, где соломину с края на …
  • Лиса — исповедница. По А.Н. Афанасьеву
    В обработке А.Н. Афанасьева Однажды лиса всю большую осеннюю ночь протаскалась по лесу не евши. На зоре прибежала она в …
  • Саратовские частушки
    Выйду, выйду в чисто поле, Погляжу какая даль, Ветры буйные сказали, — Ты по милому не скучай. Дайте лодочку-моторочку, Моторочку, …
  • Богатырь Святогор. Пересказ Н. И. Надеждина
    Силен и могуч богатырь Святогор; не только нет на свете такого человека, который бы с ним на бой вышел, сам …
  • Недреманное око. М.Е. Салтыков-Щедрин
    В некотором царстве, в некотором государстве жил-был прокурор, и было у него два ока: одно — дреманное, а другое — …
  • Сказка о медведихе. А.С. Пушкин
    Как весенней теплою порою Из-под утренней белой зорюшки, Что из лесу, из лесу из дремучего Выходила медведиха Со милыми детушками …
  • Я на камушке сижу
    Я на камушке сижу, Я топор в руках держу Аи, ли, аи, люди, Я топор в руках держу Я топор …