Александр НиколаевичАфанасьев
о Русских народных загадках
Народные загадки сохранили для нас обломки старинного метафорического языка. Вся трудность и вся сущность загадки именно в том и заключается, что один предмет она старается изобразить чрез посредство другого, какой-нибудь стороною аналогического с первым.
Кажущееся бессмыслие многих загадок удивляет нас только потому, что мы не постигаем, что мог найти народ сходного между различными предметами, по-видимому столь непохожими друг на друга; но как скоро поймем это уловленное народом сходство, то не будет ни странности, ни бессмыслия.
Приведем несколько примеров: «черненька собачка, свернувшись, лежит: ни лает, ни кусает, а в дом не пускает» (замок); «лежит баран – не столько шерсти на нем, сколько ран» (колода, на которой дрова рубят), «в хлеву у быка копна на рогах, а хвост на дворе у бабы в руках» (ухват с горшком); «сивая кобыла по полю ходила, к нам пришла – по рукам пошла» (сито); «сквозь лошадь и корову свиньи лен волокут» (тачать сапоги).
Так как происхождение загадок тесно связано с образованием метафорического языка, то понятно, какой важный материал представляют они для наследований мифологических, и особенно те из них, которые наименее доступны непосредственному пониманию, а требуют для своего разъяснения ученого анализа.
В них запечатлел народ свои старинные воззрения на мир божий: смелые вопросы, заданные пытливым умом человека о могучих силах природы, выразились именно в этой форме. Такое близкое отношение загадки к мифу придало ей значение таинственного ведения, священной мудрости, доступной преимущественно существам божественным.
У греков задает загадки чудовищный сфинкс; в скандинавской Эдде боги и великаны состязаются в мудрости, задавая друг другу загадки мифического содержания, и побежденный должен платить своей головою.
Славянские предания загадыванье загадок приписывают Бабе-яге, русалкам и вилам; как лужицкая полудница наказывает смертию того, кто не сумеет отвечать на ее мудреные вопросы, так и наши русалки готовы защекотать всякого, кто не разрешит заданной ими загадки.
Ответы древних оракулов, поучения кельтских друидов, предсказания вещих людей обыкновенно облекались в этот таинственный язык и в кратких изречениях ходили в народе, как выражения высшего разума и правдивого взгляда на жизнь и природу.
Хитрое припирание загадками составляет любимый эпический прием у всех младенческих народов; на нем основаны многие произведения старинной книжной литературы, народные сказки, песни и знаменитый стих о Голубиной книге, исполненный любопытных космогонических преданий.
- Загадки В.П. Авенариуса
- Загадки Николая Александровича Львова (1753—1804)
- Загадки о временах года и месяцах
- Загадки о доме — жилище
- Загадки о мебели и домашнем уюте
- Загадки о спорте, чистоте и гигиене
- Загадки о технике и труде
- Загадки об одежде и обуви
- Загадки об учебе и отдыхе
- Русские загадки о растениях
- Русские загадки от В.И. Даля
- Русские народные загадки о животных
- Русские народные загадки о человеке
- Русские народные загадки о явлениях природы
- Жил да был старик и старуха. У старика, у старухи не было ни сына, ни дочери. Вышел старик на улицу, сжал комочек снегу и положил на печку под шубу – и стала девочка Снежевиночка. Пошла она с девушками в лес по ягодки; кто больше всех наберет – той красный сарафан отец с матерью сошьют, ту […]
- — Афонька! Где был-побывал, как от меня убежал? — В вашей, сударь, деревне — у мужика под овином лежал. — Ну, а кабы овин-то вспыхнул? — Я б его прочь отпихнул. — А кабы овин-то загорелся? — Я бы, сударь, погрелся. — Стало, ты мою деревню знаешь? — Знаю, сударь. — Что, богаты мои мужички? […]
- По бережку ходила, ходила, Белу рыбу ловила, ловила, Не една: со товарищами. Повстречалися ребятушки, Насказали родной матушке. Родна матушка не лиха, не добра: Заставила капусту садить, Приказала огород городить, Приневолила росаду поливать. Я полю, полю, не полется: С переменой гулять хочется. Посватался из-за моря старик, Посулил мне-ка изюму четверик; Мне изюму-то хочется, Старика любить […]
- Некоторый купец, имея постоялый двор и будучи до слушания сказок великий охотник, пускал путешествующих ночевать, с коих вместо платы брал сказки. Но как они не суть вещество, то купец наш никогда обогатиться ими не мог. Некогда, к прекращению сей его привычки, случилось идти отставному солдату, который, захвачен будучи в сем селении ночною темнотою, принужден […]
- Жил-был старик со старухой. У них ничего не было, есть-то стало нечего. Вот и говорит старик старухе: «Поди-ка, старуха, замети по сусекам: не наскребешь ли на колобок!»—Вот старуха и наскребла, намела; замесила тесто, состряпала колобок и изжарила на масле. Он и убежал. Вот и бежит вдоль по дорожке. Попал ему встречу заяц: «Я тебя, колобок, […]