Отец был при старости лет, а сын при младости. Поганое идолище наступало на них. Отец не благословляет воевать. А он сильно изобижал их. «Матушка! – говорит, – я поеду в чистое поле, могучий сырой дуб этот расшибить. Тогда могу с этим идолищем воевать». Когда подъехал, под этот дуб ударил его, разлетелся дуб на мелкие части. На другой день. «Матушка! Дай благословенье воевать с поганым идолищем». Выезжал он с поганым идолищем воевать. Поганое идолище он победил и привез он его домой. Посадил в темницу на крюк. Матка сошла смотреть его. Показался он красивым – сняла его с крюка.
Как быстро извести сына? Потом вот говорит: «Ты незамоги и пошлем его к 12 братам-богатырям, у них есть 12 яблоней заповедных. И проси ты, чтобы он привез по яблоку с кажой яблони».
Приходит он поутру. «Здравствуй, матушка-государыня! Каково поживаешь-можешь?»– «О, дитятко! Не могу. Виделся сон мне, кабы ты съездил к 12 братам-богатырям и привез ты двенадцать яблоков с 12 яблоней».– «Матушка! Дай благословенье!» – «Христос с тобой, милый дитятко!». А усердием думает, чтобы уехал и не приехал. Отъезжал он к 12 братам-богатырям, они вышли при всей форме воевать. Он пудовую шляпу снял, им низко кланяется, а они ниже ему. «Я, братцы, вот что к вам приехал – у вас есть 12 яблоней заповедных, дайте вы мне с каждой яблони по яблоку, потому у меня мать нездорова сильно». Они дали ему 12 яблоков.
Приезжает он домой к матери своей, подходит, подает ей подарки, а она подарки принимает, а глазами на него не глядит: как он ушел, так она поганому идолищу обратилася. А поганое идолище сказал: «Вот что, ты усиль себе боль и скажи, сильно не могу, чтобы ты съездил в иные земли к Батыю-богатырю, привез живые воды и молодовые». Поутру приходит: «Здравствуй, матушка-государыня! Каково поживаешь и можешь?» – «Сильно не могу. Мне виделся сон, – кабы ты съездил е другие земли к Батыю-богатырю, привез живые воды и молодовые». – «Матушка! Дай благословенье!» – «Христос с тобой, милое дитятко!» А усердием думает, чтобы уехал, да и не приехал. А ему через 12 братов ехать надо, опять 12 братов разоружились, во всей форме вышли. А он пуховую шляпу снял, низко поклонился. Спрашивают они: «Димитрий-царевич! Далеко ли ты поехал?» – «Поехал я к Батыю-богатырю по живую воду и по молодовую». Они не ездят. Говорят: «Тебя мать изводит». Стал подъезжать под то царство. Конь попадает стречу. «Конь! Я тебя съем».– «Не ешь меня, в этакое время пригожусь тебе». Потом попадает огромнейшая собака-кобель. «Собака! Я тебя съем». – «Не ешь ты меня, в такое время пригожусь тебе».
Приезжает он, Батыя-богатыря нет дома, уехал он воевать к 12 братам. Он у отца спрашивать стал живые воды и молодовые. Они дали воды. Он куренка помазал – разорвало куренка. Рассердился. «Давайте воды, которые я требую!» Дали воды. Куренка помазал, – куренок ожил. Потом у отца и у матери глаза выкопал. Заповедные яблони почал сечь и валы валить начал жечи. И они послали посла за своим сыном, он не дождался сына, поехал домой. А сын за ним. Конь стал приставать у Димитрия. Этот конь и подвернулся, которого он стретил. Сел на коня, и этот конь стал приставать, а Батый настигать. Вот собака подвернулась, на собаку сел. На собаке копыто, у собаки не бучит. На повороте собака в кусты увезла его. Батый-богатырь проехал его. Собака вывернулась на дорогу и давай в угон за ним бежать и настигла его. Он ударил его в поход Батыя-богатыря, он с коня упал. Потом он отсек ему голову, и за вал вон, и этот вал сожег.
Приезжает к 12 братам-богатырям. Они вышли при всей форме воевать. Они его боялись, думали, что их убьет он – Батый-богатырь. Он пуховую шляпу снял и низко кланялся им, а они ниже ему. «Не бойтесь – я его ныне убил, Батыя!»
Приезжает домой к матери. Явился, с маткой поздоровался, подарки принимает, а глазами не глядит на него. Потом, как ушел, к Ареду: «Он приехал, он, верно, сильно могучий богатырь, что его наверно не могут победить». – «Что же, еще его пошлем к Кощею Бессмертному. У него кувшинец о 12 рылец с напитками, хошь он не дюж, а хитер. Кругом его огненное пламя горит, никто к ему не подъехать – сгорит в огне».
Поутру встает: «Здравствуй, матушка-государыня! Каково живешь, можешь?» – «Ох сильно не могу. Виделся сон. Съездил бы к Кощею Бессмертному по кувшинец о 12 рылец с напитками, то бы его привез, я бы была здорова».– «Матушка! Дай благословенье!»– «Христос с тобой, милое дитятко!» А усердием думает, чтобы уехал, да и не приехал. Потом он и лоехал.
Подъезжает он к Кощею Бессмертному, начал коня хлестать. «Ну-ко, сивушко-буруш-ко! Подымись повыше лесу темного, а пониже оболок ходучих»! Конь перескочил огненное пламя, не опалил кудрей. Кощей Бессмертный сильно испугался. «Я к тебе приехал не бить, не драться, а у тебя есть кувшинец о 12 рылец с напитками. У меня мать так нездорова. Дай ты мне, Кощей, все именье». Готов все именье дать – испугался. Потом у его, у Кощея, была дочка и говорила отцу: «Понаваливай меня замуж». «Я не смею, говори сама!». Сказала. Она стала ему говорить, он громко скричал не ее: «Полно смеяться!» Она вторично стала говорить, и он согласился ее взять. И сказал он ей: «Через год буду к тебе». Потом поехал. Перескочил опять же конь это пламя.
Приехал домой, матери подает. Мать принимает, а глазами на него не смотрит. Как он ушел, она к Ареду и является, что он приехал. «Ну он сильно хитер и дюж. Ты оживи ныне и напой его допьяна и выпытай у него, в чем сила состоит». Поутру приходит, поздоровался с маткой: «Как живешь, можешь?»– «Слава тебе господи! Теперь я ожила» – И напоила она его допьяна. «Вот что, Димитрей! Скажи, в чем у тебя сила состоит?» – «У меня сила состоит в волосах. Есть золотые волосины в голове. Кто эти вырежет, так и я обессилен». Она: «Дай-ко я в голове поищу». Она не добиралась ни вшей, ни гнид, а этих вот волосин, эти волосины и выстригла. Она Ареда выпустила на волю. В приказ отдала, что Димитрий не царь, а Ареда прекрасного знали бы за царя. Потом они уехали. Димитрий из дома. Через после свои волоса наросли, и он силой собрался. И ехал он дорогой, видел в шатре спит девица. Посмотрел он. Марья Кощеевна. Он ее разбуди: «О Димитрий-царевич! Давно я тебя, добралась». Приехал он: силой собрался. Поганого идолища убил, а мать захватил и об пол грянул и убил ее до смерти. Потом наступил на царство и стал жить царствовать.