Вот в старинные годы было, повадился змей в одну деревню народ поедать. И как он пошел с одного края и уже дошел до другого. Из этой деревни остался только один человек, а то всех поел.
И подъезжает к этой деревне цыган, останавливается и раскидывает свой шатер. Когда раскинул шатер, пошел по миру кусочки собирать. Вот заходит в первую избу – нет никого, во вторую, в третью – и так дальше. И так проходит всю деревню. Когда доходит до последнего дома, увидал в нем человека. Человек этот от него прячется. Цыган и говорит: «Что ты меня боишься? Я ведь с тобой ничего не сделаю!» Мужик говорит: «Нет, брат-цыган, ты лучше уходи отсюда!» Цыган говорит: «Зачем?» Мужик ему отвечает: «Так как к нам повадился змей – и вот он сожрал всю нашу деревню, и вот теперь остался я один, ожидаю я, он прилетит и меня съест – и тебе не уйти!» Цыган ему отвечает: «Ну что ж этого бояться? Может, съест, может, подавится!» И остался у этого мужика.
Наступает вечер, видит: летит змей. Мужик и говорит: «Вот сейчас нам кончина будет с тобой!» А цыган говорит: «Может быть, оба останемся живы – ни того, ни другого не сумеет скушать!»
Прилетел змей, входит в избу, говорит: «Ага, я думал: мне только на ужин осталось, а будет и позавтракать!» Цыган ему и говорит: «Врешь, чудовище проклятое! Может, еще подавишься! Видишь сладкую конфету, да скушать сумей!» А он говорит: «А что ты за птица?» А цыган говорит: «Как же ты не испытал силы да хвалишься? Надо прежде побрататься, а потом хвалиться будешь!» Змей говорит: «Давай побратуемся!» Цыган и говорит: «А как же мы будем братоваться?» – «Да вот у мельницы стоит большой жернов, так я его возьму в руку и раздавлю – песок посыплется!» Цыган говорит: «Ну, пойдем!»
Когда они пошли, цыган захватил у мужика творогу в карман. Подходят они к мельнице, змей взял жернов на ладонь и раздавил его. Цыган и говорит: «Эге, так это не сила у тебя!» Взял с поля камешек и говорит: «Вот бы ты этакий камешек с поля взял и придавил, и вода пошла, тогда бы сильный был!»
Захватил в руку творогу и прижал этот камешек. Действительно, вода пошла. Змей думает: «Да, видно, силу имеет!» И говорит: «А вот я как свистну, так в лесу листья повалятся!» Цыган говорит: «А ну, свистни!»
Вот змей как свистнул, действительно, лес затрясся и повалились листья. Цыган и говорит: «Эге, это ты хвастаешь! А я как свистну, у тебя глаза вылезут!» Змей отвечает: «Ну, свистни!» А цыган: «Завяжи глаза платком, а то сейчас же повылетят!»
Змей завязал глаза, а цыган взял дровокольную палку да как дернет его по лбу – у него искры из глаз посыпались! Змей испугался и думает: «Надо цыгану подчиниться». И говорит: «Вот что, цыган! Будь ты мой старший брат, и будем мы жить дружно!» Цыган говорит: «Я согласен, но только ты не будешь больше народ жрать!» Змей говорит: «Никогда не буду больше, только будь моим старшим братом». И говорит: «А что же – пойдешь ко мне в гости?» Цыган в ответ: «Почему бы не пойти?»
Приводит змей в свой дворец его и говорит: «Теперь нужно нам с тобой пообедать». Цыган говорит: «Да не худо бы!» – «Вот что, брат-цыган, видишь – стадо быков лежит. Иди-ка, одного быка тащи сюда!»
Цыган пошел и начал быков связывать хвост за хвост. Змей подождал, цыгана долго нет – побежал сам. Приходит, он быков связывает. «Ты что, брат-цыган, делаешь?» Цыган отвечает: «Да вот,- говорит,- хочу десятка два-три связать да сразу стащить, а то ходи тут каждый раз!» Змей и говорит: «Да куда ж нам их много – хватит одного!» Схватил быка за хвост и потащил.
Притащил ко дворцу, ударил об землю, шкура лопнула, мясо вылетело. Змей и говорит цыгану: «Вон видишь, брат-цыган, стоит колодец. Возьми эту кожу и притащи воды в ней!»
Цыган берет кожу и едва ее тащит. Пришел к колодцу и давай колодец кругом, копать. Змей подождал-подождал, видит – цыгана долго нет с водой, и побежал сам к колодцу. Прибегает и говорит: «Ты что ж, брат-цыган, делаешь?» Цыган ему говорит: «Да вот хочу окопать колодец и нести его в дом, во дворец». Змей и говорит: «Да куда ж нам весь колодец? Хватит и одной кожи!»
Зачерпнул змей кожу и утащил. А цыган идет за ним, едва поспевает. Когда притащил, вылил в котел и говорит: «Вон видишь, брат-цыган, дубняк стоит. Притащи-ка один дуб».
Цыган опять пошел, приходит в лес и давай лыко драть да веревку вить. Змей подождал, цыгана долго нет с дровами, пошел сам, прибежал и говорит: «Что ж ты, брат-цыган, делаешь?» Цыган отвечает: «Да вот хочу веревку свить да потом десятка два-три дубов забрать и тащить!» Змей и говорит: «Экой ты, братец! Что нам, вековать тут, что ли, с дровами?»
Выхватывает дуб, вместе с кореньями вырвал, приволок его, нарвал, нащепал, сложил костер и давай обед варить. Когда сварил обед, и говорит: «Ну, брат-цыган, садись, ешь вместе!» Цыган отвечает: «Не сяду!» Змей говорит: «Пошто? Да ведь, никак, ты есть хочешь!» Цыган отвечает: «Ну что ж, хочу! Хочу, да не сяду!» Змей опять: «Пошто?» – «Да по то,- говорит,- что тебе ни делаю, все не ладно!»
Змей видит: цыган осердился, а прогневить его боится. «Садись, брат-цыган, не сердись!» Цыган немножко помолчал и говорит: «А поедешь ко мне в гости, так сяду!» Змей сделался рад: «Почему же,- говорит,- не поехать?»
Сел цыган с ним есть. Оторвал маленький кусочек мяска, поел, и будет. Змей и говорит: «Что ж ты, братец-цыган, мало ел?» Цыган и говорит: «Не как ты, обжора, жрешь много, а силы мало!»
Когда змей наелся, цыган и говорит: «Ну, теперь поедем ко мне в гости!»
Змей запрягает тройку в повозку. Цыган садится на козлы и везет змея к своему шатру. Подъезжает, цыганята узнали своего отца и кричат: «Вот батька приехал!» Змей спрашивает: «Это кто бегает?» – «А это мои ребята бегают!» – «Что они говорят?» Цыган отвечает: «А вот что говорят: «Вон наш батька едет, змея везет нам на съеденье!»
Змей услыхал такие слова цыгана, испугался, выскочил из повозки – и давай бог ноги! А цыгану осталась тройка коней вместе с повозкой.
И сейчас все ездит цыган на этой тройке.