Бывало да живало царь да царица. У царя жонка принесла девушку, да, не перекрестясь в бане, повалила на полок. Ее нечисты и забрали. Да у того царя невестки были худы, всё посуду били. Как разобьют, так черепков и нет нигде. Ну, вот ладно.
В той деревне жили три брата. Два хороши, а третий худющий — и его никто не берет на игрищах. Вот он говорит: «Хоть бы лесачиха пришла да меня взяла кружиться да танцевать».
Вдруг приходит девушка в красном сарафане и садит-ся ему на колена. Все смотрят, кака девушка блеска к нему села. Он с ней наигрался и выходит на крыльцо, и она ему говорит: «Возьми меня замуж?» — «Шутишь ли, балагунишь ли?» — «Возьмешь замуж, дак на тебе три горсти золота. На одну горсть возьми платье, на другую коней, третью попу за венчанье».
Вот он на второе игрище срядился, так аж светит. В пинжаке, в калошах весь. Эта девушка приходит и говорит: «На после игрища пойдем венчаться, токи в ночь».
Ну и пошли. Закупили попа. Он и обвенчал. Стали из церкви выходить, вдруг подынулся вихорь и попа и попадью унес.
Она спрашивает: «Будешь ли моим роденкам пир ставить?» — «Стану ставить».— «Возьми быков да бочку вина да все в гумно снеси. Потом возьми плетку и иди моих родных звать. Хвостни бел камень на росстани, он отворится — тут они и есть. Будут они тебя поить, кормить, коня дарить. Ты не пей, не ешь, коня хорошего не бери. А бери худых, что навоз возить».
Он пошел на росстань, три раза хвостнул по камню. Выскочили нечистые. Стали его тянуть чай пить. Он не идет. Потом говорят: «Возьми золотых коней в благословление». А он говорит: «У меня хорошие есть, а дайте мне коня да кобылу — завесисту гриву, навоз возить».
Ну, им и жалко отдать, да отдали. Вот он и поехал на телеге домой. Те кони ему наклали воз навозу. Он разгорячился да хвостнул коня — из коня стал поп, он хвостнул кобылу — стала попадья! Он хотел навоз сбросить, а стало из навозу золото! Ну, он домой приехал богатым.
А жена на гумне пир ставит и наставила новы чашки, тарелки, посуду… Она говорит: «Охота тебе на моих роденков посмотреть?» — «Охота»,— говорит. «Поди стань у щелья, не на дороге, да портки сыми, да между ног смот-ри».
Он пошел, между ног смотрит, а там и пляшут и скачут и рогаты и мохнаты… Один шишко и говорит: «Зять смотрит! Зять смотрит!»
Они как полетели, как зашумели… Если б на дороге стоял — разорвали бы.
Ну вот, на то золото он построил дом на углу и подписал «Иван Углов».
Вот вышел царь гулять, увидел новый дом. Зашел, а там чашки, тарелки, вся посуда царская. Царь и говорит: «Это что за воры?! Посадить его в темну!»
А жену к нему не пускают. Все кругом караулыцики стоят. Ну, она одному дала горсть золота да другому. Ее и запустили к нему на минуточку.
Вот она зашла к хозяину и дала ему турий рожок: «Как поведут тебя на виселицу, так ты в турий рожок за-свисти».
Вот повели его на виселицу. Он шаг шагнул и говорит: «Эй, царский сын, отпусти меня турьим рожком зареветь!» — «Реви». Он заревел и говорит: «Простите, весь народ и весь белый свет!» Опять шаг шагнул и говорит: «Эй, царский сын, отпусти меня турьим рожком зареветь!» — «Реви». Он заревел и говорит: «Простите, белый свет и луга!» Последний шаг шагнул и говорит: «Прости, родная сторона!»
Его ладят в петлю пихнуть, а тут самый главный черт налетел и захватил петлю-то: «Вы,— говорит,— что делаете? Ведь Иван зять вам! Это дочь ваша, что вы в байну положили да на полок не благословясь повалили. А я и унес».
Тут царица кричит: «Правда, правда, унесена дочи!» — «А посуда откуда?» — «А у вас невестки все выломают, а я все приберу, да станет цела. И мне было, а теперь ему дал».
Ну, царь и стал Ивана зятем звать.
И стали жить да быть, да, бают, и сейчас живут.