В национальном русском фольклоре особое место занимают детские и колыбельные песни. Это целый отдельный пласт старинной русской культуры.
Русская колыбельная – тихий, с плавными рифмами мелодичный напев. Это древнейший жанр устного творчества, еще называемый в народе байками, в котором также сохранились элементы оберега — заговора, защищавшего малыша от таинственных злых сил.
Колыбельные отличаются красивой стихотворной формой, мелодичным и размеренным мотивом, успокаивающим, монотонным ритмом под плавное качание детской колыбельки. Их поют в основном мамы или бабушки. Они нежно и ласково убаюкивают ребеночка, тихо напевая при этом простые мелодии.
В этом тихом и спокойном напеве сосредоточенны все думы матери о будущем её ребенка, любование им, упоминаются все понятные и приятные для него образы и герои: «серенький коток», «красненькая рубашечка», «журавлик».
Колыбельная — это песня из детства, которая пробуждает теплые воспоминания.
- А баю, баю, баю… Владимирская губ.
- Баю, баю, кот. Колыбельная песня
- Баю, баюшки, баю! (Рязанская губ.)
- Два веселых гуся
- Детские песенки — потешки
- Колыбеленка (Колыбельная песня)
- Кот-котонай
- На улице дождик
- О лю-лю-лю, мое дитятко!
- Пошел котик во лесок…
- Русские детские считалки — дразнилки
- Спи-тко, крошечка моя, спи-тко, маленькая
- Спи-тко, усни, дитя материно
- Голодный волк разыскивал добычу. На краю деревни он услыхал — в избе плачет мальчик, и старуха говорит: — Не перестанешь плакать, я тебя волку отдам. Волк не пошел дальше и стал дожидаться, когда ему отдадут мальчика. Вот пришла ночь; он все ждет и слышит — старуха опять приговаривает: — Не плачь, дитятко, не отдам тебя […]
- Вот, знашь, было какое дело, скажу твоему здоровью. Вот, не во гнев твоей милости, к речи сказать, как мы теперича, с тобой, раскалякались промеж себя двое нашей братьи мужичков, беднеющие-пребеднеющие. Один-от жил кое-как, колотился всеми неправдами, горазд был, знашь, на обманы, и приворнуть его было дело, а другой-от, слышь, шел по правде, кабы трудами век […]
- В некотором царстве, в некотором государстве жил король: у него было три сына. Раз он призвал к себе сыновей и сказал: — Любезные дети! Вы теперь на возрасте, время вам подумать о невестах. Сделайте себе по стрелке, ступайте в заповедные луга и выстрелите в разные стороны. В какой дом попадет чья стрела, в том и […]
- Небесная гроза, с ее бурными вихрями и дождевыми ливнями, обожалась литовско-славянским племенем в образе Перуна, память о котором до сих пор живо сохраняется у белорусов и литовцев. Белорусы представляют его статным, высокого роста, с черными волосами и длинной золотой бородою: восседая на пламенной колеснице, он разъезжает по небу, вооруженный луком и стрелами, и разит нечестивых; […]
- Из холопских из ворот Молодой холоп идет, Дунай, мой Дунай, Молодой холоп идет; Из Боярских из ворот Сама барыня идет, Дунай, мой Дунай, Сама барыня идет, Сама барыня идет, За собой дочку ведет, Дунай, мой Дунай, За собой дочку ведет. — Ты рассукин сын, холоп, Ты где был, побывал? Дунай, мой Дунай, Ты где был, […]