Александр НиколаевичАфанасьев
о Русских народных загадках
Народные загадки сохранили для нас обломки старинного метафорического языка. Вся трудность и вся сущность загадки именно в том и заключается, что один предмет она старается изобразить чрез посредство другого, какой-нибудь стороною аналогического с первым.
Кажущееся бессмыслие многих загадок удивляет нас только потому, что мы не постигаем, что мог найти народ сходного между различными предметами, по-видимому столь непохожими друг на друга; но как скоро поймем это уловленное народом сходство, то не будет ни странности, ни бессмыслия.
Приведем несколько примеров: «черненька собачка, свернувшись, лежит: ни лает, ни кусает, а в дом не пускает» (замок); «лежит баран – не столько шерсти на нем, сколько ран» (колода, на которой дрова рубят), «в хлеву у быка копна на рогах, а хвост на дворе у бабы в руках» (ухват с горшком); «сивая кобыла по полю ходила, к нам пришла – по рукам пошла» (сито); «сквозь лошадь и корову свиньи лен волокут» (тачать сапоги).
Так как происхождение загадок тесно связано с образованием метафорического языка, то понятно, какой важный материал представляют они для наследований мифологических, и особенно те из них, которые наименее доступны непосредственному пониманию, а требуют для своего разъяснения ученого анализа.
В них запечатлел народ свои старинные воззрения на мир божий: смелые вопросы, заданные пытливым умом человека о могучих силах природы, выразились именно в этой форме. Такое близкое отношение загадки к мифу придало ей значение таинственного ведения, священной мудрости, доступной преимущественно существам божественным.
У греков задает загадки чудовищный сфинкс; в скандинавской Эдде боги и великаны состязаются в мудрости, задавая друг другу загадки мифического содержания, и побежденный должен платить своей головою.
Славянские предания загадыванье загадок приписывают Бабе-яге, русалкам и вилам; как лужицкая полудница наказывает смертию того, кто не сумеет отвечать на ее мудреные вопросы, так и наши русалки готовы защекотать всякого, кто не разрешит заданной ими загадки.
Ответы древних оракулов, поучения кельтских друидов, предсказания вещих людей обыкновенно облекались в этот таинственный язык и в кратких изречениях ходили в народе, как выражения высшего разума и правдивого взгляда на жизнь и природу.
Хитрое припирание загадками составляет любимый эпический прием у всех младенческих народов; на нем основаны многие произведения старинной книжной литературы, народные сказки, песни и знаменитый стих о Голубиной книге, исполненный любопытных космогонических преданий.
- Загадки В.П. Авенариуса
- Загадки Николая Александровича Львова (1753—1804)
- Загадки о временах года и месяцах
- Загадки о доме — жилище
- Загадки о мебели и домашнем уюте
- Загадки о спорте, чистоте и гигиене
- Загадки о технике и труде
- Загадки об одежде и обуви
- Загадки об учебе и отдыхе
- Русские загадки о растениях
- Русские загадки от В.И. Даля
- Русские народные загадки о животных
- Русские народные загадки о человеке
- Русские народные загадки о явлениях природы
- Рассказ для детей О ТОМ, КАК МОХНАТКА НА СВЕТ БОЖИЙ ВЫШЛА В саду — пчельник, в пчельнике — ульи, в ульях — соты, в сотах — ячейки, в ячейках — или мед, или крошечные белые яички; а в яичках? — В яичках пчелиная детва, будущие пчелы. Лежат они там, как в колыбельке, тепло и мягко, […]
- Как издалеча, далеча, из чиста поля, Из того было раздольица широкого, Что не грозная бы туча накаталася, Что не буйные бы ветры подымалися, — Выбегало бы там стадечко змеиное; Не змеиное бы стадечко — звериное. Наперед-то выбегает лютой Скимен-зверь. Как на Скимене-то шерстечка буланая; Не буланая-то шерстечка — булатная; Не булатна на нем шерстечка — […]
- У старика со старухой были паренек да девушка, петушок да курочка, пятеро овец, шестой – жеребец. Прибежал к избушке голодный волк и завыл: – Старик да старушка Жили на горушке В глиняной избушке. У старика, у старушки – Паренек да девушка, Петушок да курочка, Пятеро овец, Шестой – жеребец. Паренек в сапожках, Девушка в сережках! […]
- Вольная пташечка в саду кинарейка: Куда захотела, туда полетела. Полетела вольна пташечка В зелено́й садочик, Садилася вольна пташечка Во саду на кусточик, Запела вольна пташечка Жалубную песню, Что цвели-то, цвели, цвели в поле цветики, Цвели, да поблёкли: Что любил-то мальчик, любил мальчик девушку, Любил, да покинул. Покинувши над хорошей девушкой в глаза насмеялся Что […]
- Стой, мой милый хоровод, Стой, не расходись! Как но этом хороводе Скакала, плясала; Скакучи и плясучи, Сронила венок; Сронимши вен-веночек, Взойду в терем; Я зашедши во терем, К матушке—челом: — За мной, матушка, поди, Вен-веночек понеси, На шеюшку положи! — За мной матушка нейдет, Вен-веночек не несет, На шеюшку не кладет. Стой, мой милый хоровод, […]