Сборник «Сказки русские» П. Тимофеева в первом издании 1787 года представляет большую библиографическую редкость.
Сборник открывается следующим посвящением П. Тимофеева:
«Государю моему, ярославскому купцу, Артемию Ивановичу, господину Саратову всеусерднейшее приношение». За ним идет обращение издателя к читателю, написанное стихами:
Кому б я посвятить сие мог сочиненье,
И наконец, узнав читателей таких,
Которы бегают совсем полезных книг,
И удовольствие в том только полагают,
Когда от скуки вздор какой-нибудь читают,
Или ложася спать, тож сказывать велят
Тем, кои басни им нелепы гозорят,
Ведутся кои лишь у нас в простом народе,
А ныне то и здесь у многих стало в моде;
Я то же самое издать решился в свет,
И мню, что таковым послужит не во вред;
Хоть должно поступать в сем деле осторожно
На всех читателей потрафить невозможно:
Кто к пышным авторам одним расположен,
Другой романами одними лишь пленен.
Что будет, или нет мой труд во уваженьи.
Сие я отдаю на ваше рассужденье;
Купец охотнику товары продает,
И книга в обществе читателя найдет.
С такою книгою я выступил на свете,
В которой истины и правды вовсе нет,
Витиеватый слог и красоту оставил,
А вместо оного ложь с небылью представил;
Нимало, кажется, не погрешил я в сем,
Что не был в книге сей действительным лицем
Читатель ясными усмотрит то глазами,
Что издаю то в свет, что слышал стариками,
И кажется, что мой не тщетен будет труд,
За тем, что стариков хоть несколько почтут,
А в случае таком мне будет одобренье,
Что в свете я открыл моих прапредков мненье,
Нимало не причтут, мне мнится, то в порок,
Что я витийством их горжуся как цветок.
По мненью моему, я поступил учтиво,
Что с небылью смешал не истину, а диво,
И книга бы сия тогда была смешна,
Когда б за истину по свету та пошла;
И я бы заставлял, чтобы тем подражали,
Которые себя геройством отличали;
Но книга издана для тех лишь в свет причин,
Чтобы читали все ее, не я один.
Я не философов здесь жизни представляю,
Но множу вздором вздор, ложь ложью умножаю,
Довольно кажется, причина здесь явна,
На что и для чего она в свет издана;
Но естли бы меня кто тако вопрошал:
На что и для чего вам книгу приписал?
То и на сей вопрос ответ уже готов
Не многословнейший, но краткостию слов:
Хоть книга не важна, но в ней есть много смеха,
Она же веселит такого человека,
Которой по трудах желает отдохнуть,
Чтоб с чистой мыслию спокойнее заснуть,
Итак, к тебе теперь я речь мою склоняю,
Прими сей малый труд. Усердно то желаю.
Читая оный, ты нашел бы тьму утех,
А мой бы таковой труд получил успех.
После стихотворного обращения следует «Предуведомление к читателю», в котором говорится:
«Любезный читатель! Причина, побудившая меня собрать сии сказки, есть следующая: известно, что много находится таких людей, которые, ложась спать, любят заниматься слушанием или читаемых каких-либо важных сочинений, или рассказывания былей и небылиц, а без сего никак не могут уснуть. Почему я, желая услужить охотникам до вымышленных вздоров, постарался собрать столько, сколько мог упомнить, и сказать оные в свет.»
- Сказка восьмая о Иване-богатыре, мужицком сыне [Из «Сказок русских» П. Тимофеева (1787)]
- Сказка вторая о Иване-царевиче [Из «Сказок русских» П. Тимофеева (1787)]
- Сказка девятая о лягушке и богатыре [Из «Сказок русских» П. Тимофеева (1787)]
- Сказка десятая и последняя о Емеле-дурачке [Из «Сказок русских» П. Тимофеева (1787)]
- Сказка первая о трех королевичах [Из «Сказок русских» П. Тимофеева (1787)]
- Сказка пятая о Иване-купеческом сыне [Из «Сказок русских» П. Тимофеева (1787)]
- Сказка седьмая о лисице и дураке [Из «Сказок русских» П. Тимофеева (1787)]
- Сказка третья о Эдуарде-королевиче [Из «Сказок русских» П. Тимофеева (1787)]
- Сказка четвертая о Панфиле «Сказок русских» П. Тимофеева (1787)
- Сказка шестая о Иванушке-дурачке [Из «Сказок русских» П. Тимофеева (1787)]
- Красным летом всего в лесу много — и грибов всяких и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и черной смородины. Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прет, на ягоды гневается: «Вишь, что их уродилось! Бывало и мы в чести, в […]
- А. А. Коринфский, Народная Русь. — М., 1901. Злые и добрые травы В стародавнюю, дохристианскую, пору, когда Мать-Сыра-Земля представлялась мысленному взору народной Руси божественной супругою Неба-Сварога, одевавшие ее травы казались пыншокудрыми волосами великой праматери богов. Это представление — как в зеркальной зыби реки — отразилось во многих русских старинных сказаниях, звуча для пытливого слуха […]
- Орал мужик в поле, выорал самоцветный камень. Идет домой, а навстречу ему сосед, такой стародревний. Показал ему камень: – Кому гож? – Неси, – говорит, – к царю. Понес; приходит во дворец и повстречал генерала. Поклонился ему до земли: – Батюшка! Доведи до царя. – Зачем тебе нужно? – Несу из деревни подарок. – […]
- Жил-был батрак; дал ему бог большую силу. Узнал он, что к царской дочери змей летает, и похвастался: — Никто, — говорит, — не изведет лютого змея, а я изведу! Услыхали его похвальбу люди государевы, пристали к нему: — Иди, батрак! Вылечи царевну. Взялся за гуж, не говори, что не дюж; пошел батрак к царю и […]
- В духовном стихе, записанном (А. В. Валовым) в Пошехонье, Яросл. г., душа ведьмы, уже завершившей свое земное существование, следующим образом кается в своих грехах: «От коровушек молочко отдаивала, Промеж межи полоску прожиновала, От хлебушка спорынью отымывала». В этом стихе дается полная характеристика злой деятельности ведьмы, так как эти три деяния составляют специальные занятия женщин, решившихся […]