“Сказки” — одни из самых ярких творений и наиболее читаемых произведений Салтыкова-Щедрина. За небольшим исключением они создавались в течение четырех лет (1883 — 1886) на завершающем этапе творческого пути писателя.
По широте затронутых вопросов и обозрения социальных типов книга сказок представляет собою как бы художественный синтез творчества писателя.
Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлена в салтыковских сказках во множестве картин, миниатюрных по объему, но огромных по своему идейному содержанию. В богатейшей галерее типических образов, исполненных высокого художественного совершенства и глубокого смысла, Салтыков воспроизвел всю социальную анатомию общества, коснулся всех основных классов и социальных группировок — дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции, тружеников деревни и города, затронул множество социальных, политических, идеологических и моральных проблем, широко представил и глубоко осветил всевозможные течения и оттенки общественной мысли — от реакционных до социалистических.
Самый общий и основной смысл произведений сказочного цикла заключается в развитии идеи непримиримости социальных противоречий в Российском обществе.
В сказке “Медведь на воеводстве” Россия символизирована в образе леса, и днем и ночью гремевшего “миллионами голосов, из которых одни представляли агонизирующий вопль, другие — победный клик”. Эти слова могли бы быть поставлены эпиграфом ко всему сказочному циклу и служить в качестве идейной экспозиции к картинам, рисующим жизнь классов и социальных групп.
В сложном идейном содержании сказок Салтыкова можно выделить следующие основные темы: сатира на правительственные верхи, обличение поведения и психологии обывательски настроенных кругов общества, разоблачение морали бюрократии и чиновничества.
- I Далеко на севере, среди студеного моря, на одиноком острове раскинулось королевство, погруженное чуть не круглый год в холодные сумерки и туманы. Зима была здесь длинная, а лето короткое. Дикие скалы лишь ненадолго бывали покрыты седыми мхами, а затем опять их заносило снегом. Мало тут было зелени и цветов, но люди, жившие в королевстве, […]
- Поэтический образ фантастических жилиц надземных вод, вдохновлявший поэтов всех стран и соблазнявший художников всех родов изящных искусств, еще живет в народном представлении, несмотря на истекшие многие сотни лет. В качестве наследства от языческих предков славян, принесенного с берегов тихого Дуная на многоводные реки славянского востока и на его глубокие и светлые озера, этот миф значительно […]
- На кустышке, кустышке, Ой эхи, на ракитовом кустышке, Соловей птица песни поёт, Молодой-то насвистывает, Холостой наговаривает, Краеным девушкам весть подаёт, Молодицам надзолу даёт. Поиграйте вы, девушки, Поиграйте, голубушки, Во своей воле у батюшки, Ещё в неге у матушки: Неравно замуж выйдется, Не ровён чорт навернётся, Либо старо-одушливое, Молодое-спесивое; Либо в ровню упрямчивое. Я пойду […]
- У нас‑то было на батюшке на тихим Дону, Во славном было во городе у нас во Черкасске, Жила‑была у нас тут благочестивая вдова. Не имела‑то она, братцы, бескорыстного греха, А нынче вдова себе сына родила. Пошла слава по всему нашему тихому Дону. Тут съезжались все попы, дьяки, архидьяконы, Нарекали ему имечко Степанушкою. Степанушка у нас, […]
- Жил старик со старухой, и был у них сын Митошка. Ходил он рыбу ловить, и когда он ловил, то мать ему носила есть; придет она на бережок и закричит: «Митошка, Митошка, липовый челнок, выйди на бережок, мати есть принесла». Митошка пристал к берегу, матери отдал рыбу, а у ее взял пирожки, уехал опять ловить рыбу. […]