«Сказки» — одни из самых ярких творений и наиболее читаемых произведений Салтыкова-Щедрина. За небольшим исключением они создавались в течение четырех лет (1883 — 1886) на завершающем этапе творческого пути писателя.
По широте затронутых вопросов и обозрения социальных типов книга сказок представляет собою как бы художественный синтез творчества писателя.
Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлена в салтыковских сказках во множестве картин, миниатюрных по объему, но огромных по своему идейному содержанию. В богатейшей галерее типических образов, исполненных высокого художественного совершенства и глубокого смысла, Салтыков воспроизвел всю социальную анатомию общества, коснулся всех основных классов и социальных группировок — дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции, тружеников деревни и города, затронул множество социальных, политических, идеологических и моральных проблем, широко представил и глубоко осветил всевозможные течения и оттенки общественной мысли — от реакционных до социалистических.
Самый общий и основной смысл произведений сказочного цикла заключается в развитии идеи непримиримости социальных противоречий в Российском обществе.
В сказке «Медведь на воеводстве» Россия символизирована в образе леса, и днем и ночью гремевшего «миллионами голосов, из которых одни представляли агонизирующий вопль, другие — победный клик». Эти слова могли бы быть поставлены эпиграфом ко всему сказочному циклу и служить в качестве идейной экспозиции к картинам, рисующим жизнь классов и социальных групп.
В сложном идейном содержании сказок Салтыкова можно выделить следующие основные темы: сатира на правительственные верхи, обличение поведения и психологии обывательски настроенных кругов общества, разоблачение морали бюрократии и чиновничества.
- Ты полынушка, полынка, Полынь, травка горькая! Не я травку сеяла, Что не я тебя садила, Не сама-ли ты, злодейка, Травка уродилася, По зелёному лужечку Травка расселилася; Заняла-ли ты, злодейка, В лугу себе местечко, В лугу местечко прекрасное, Место хлебородное. Что на том-ли на местечке Зелен сад стоит, Во саду цветут цветочки, Виноград растёт. По […]
- Жили старик со старухой. Жили они бедно. Ни земли, ни скота у них не было. Все их поместье занимала баня, крытая землей, в которой они жили. Кормились они тем, что приносили добрые люди. Известно, какая это жизнь: день — без хлеба, два дня — так. Терпел, терпел старик и говорит: «Старуха, давай посеем горох! Тогда […]
- Русские пословицы собранные Ипполитом Богдановичем. Глава III В ней означается, что щастие и нещастие наше зависит наиболее от сообщества, в каком мы обращаемся; и что выбор людей в дружбу и короткое знакомство, есть в жизни человеческой дело достойное самого внимательного рассмотрения. Отделение I. важность выбора людей в сообщество. В свиданьях друга не узнаешь, Как в […]
- Богатого отца сын, гуляя по кладбищу, говорил сыну бедняка: – Могила моего батюшки выкладена мрамором, надпись положена золотыми словами, и вокруг пребогатая ограда, а могила твоего отца земляная, покрытая дерном. Тогда бедный сказал: – Молчи, прежде нежели твой отец может поворотить свои камни в день суда, тогда уже мой будет в раю.
- В обработке А.Н. Афанасьева Мужик, орёл и Царь земли неверной Жили мышь с воробьем ровно тридцать лет так дружно: кто что ни найдет — все пополам. Раз воробей нашел маковое зернышко. «Что тут делить? — подумал он. — Раз куснуть — нет ничего!» Взял да и съел один зернышко. Спознала про […]