«Сказки» — одни из самых ярких творений и наиболее читаемых произведений Салтыкова-Щедрина. За небольшим исключением они создавались в течение четырех лет (1883 — 1886) на завершающем этапе творческого пути писателя.
По широте затронутых вопросов и обозрения социальных типов книга сказок представляет собою как бы художественный синтез творчества писателя.
Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлена в салтыковских сказках во множестве картин, миниатюрных по объему, но огромных по своему идейному содержанию. В богатейшей галерее типических образов, исполненных высокого художественного совершенства и глубокого смысла, Салтыков воспроизвел всю социальную анатомию общества, коснулся всех основных классов и социальных группировок — дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции, тружеников деревни и города, затронул множество социальных, политических, идеологических и моральных проблем, широко представил и глубоко осветил всевозможные течения и оттенки общественной мысли — от реакционных до социалистических.
Самый общий и основной смысл произведений сказочного цикла заключается в развитии идеи непримиримости социальных противоречий в Российском обществе.
В сказке «Медведь на воеводстве» Россия символизирована в образе леса, и днем и ночью гремевшего «миллионами голосов, из которых одни представляли агонизирующий вопль, другие — победный клик». Эти слова могли бы быть поставлены эпиграфом ко всему сказочному циклу и служить в качестве идейной экспозиции к картинам, рисующим жизнь классов и социальных групп.
В сложном идейном содержании сказок Салтыкова можно выделить следующие основные темы: сатира на правительственные верхи, обличение поведения и психологии обывательски настроенных кругов общества, разоблачение морали бюрократии и чиновничества.
- Шел солдат домой со службы. Пришел в одну деревню вечером, взошел в крайнюю избу попроситься ночевать. Видит — в избе нет ни одного человека. Взошел в другую — там тоже пусто. Взошел в третью — опять никого нет. Обошел всю деревню, никого не нашел; только в крайней избе старичок одет в саван: приготовился к […]
- Пошёл топор по дрова. Постукивает по горелым пням, посмеивается: — Моя воля: хочу — зарублю, хочу — мимо пройду, я здесь хозяин. А в лесу берёзка росла, весёленькая, кудрявая, старым деревьям на радость. И звали её Люлинькой. Увидал топор берёзку и стал куражиться: — Кудрявая, я тебе покудрявлю, начну рубить, только щепки полетят… Испугалась берёзка. […]
- Лисица позвала журавля на обед и подала похлёбку на тарелке. Журавль ничего не мог взять своим длинным носом, и лисица сама всё поела. На другой день журавль к себе позвал лисицу и подал обед в кувшине с узким горлом. Лисица не могла продеть морду в кувшин, а журавль всунул свою долгую шею и всё выпил […]
- Поэты много об орлах в стихах пишут, и всегда с похвалой. И статьи у орла красоты неописанной, и взгляд быстрый, и полет величественный. Он не летает, как прочие птицы, а парит, либо ширяет; сверх того: глядит на солнце и спорит с громами. А иные даже наделяют его сердце великодушием. Так что ежели, например, хотят воспеть […]
- Сыграй, Вася, сыграй, милый, Гармонист ты наш любимый. Что вы, девки, не поете? Иль ребят хороших ждете? Не жми руку ты мою туго — Не законная супруга. Не твои ли черны брови Довели нас до любови? Ах ты милка, стукни в стену, Я к те выйду, тебя встрену. Разлучили нашу дружбу: Милку – замуж, я […]