“Сказки” — одни из самых ярких творений и наиболее читаемых произведений Салтыкова-Щедрина. За небольшим исключением они создавались в течение четырех лет (1883 — 1886) на завершающем этапе творческого пути писателя.
По широте затронутых вопросов и обозрения социальных типов книга сказок представляет собою как бы художественный синтез творчества писателя.
Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлена в салтыковских сказках во множестве картин, миниатюрных по объему, но огромных по своему идейному содержанию. В богатейшей галерее типических образов, исполненных высокого художественного совершенства и глубокого смысла, Салтыков воспроизвел всю социальную анатомию общества, коснулся всех основных классов и социальных группировок — дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции, тружеников деревни и города, затронул множество социальных, политических, идеологических и моральных проблем, широко представил и глубоко осветил всевозможные течения и оттенки общественной мысли — от реакционных до социалистических.
Самый общий и основной смысл произведений сказочного цикла заключается в развитии идеи непримиримости социальных противоречий в Российском обществе.
В сказке “Медведь на воеводстве” Россия символизирована в образе леса, и днем и ночью гремевшего “миллионами голосов, из которых одни представляли агонизирующий вопль, другие — победный клик”. Эти слова могли бы быть поставлены эпиграфом ко всему сказочному циклу и служить в качестве идейной экспозиции к картинам, рисующим жизнь классов и социальных групп.
В сложном идейном содержании сказок Салтыкова можно выделить следующие основные темы: сатира на правительственные верхи, обличение поведения и психологии обывательски настроенных кругов общества, разоблачение морали бюрократии и чиновничества.
- В семь лет перебедовали семьдесят семь бед. Живем – покашливаем, ходим – похрамываем. Что день – то радость, а слез не убывает. С тоски вольного свету не видим. Живем – хлеба не жуем, проглотим – подавимся. Спи в тосках, на голых досках. Носи платье, не складывай; терпи горе, не сказывай! Не спавши, да беду наспал. […]
- Народная сказка “Это что за название?” — скажете или подумаете вы, любезные мои читатели (какому автору читатели не любезны!) И я, слыша или угадывая ваш вопрос, отвечаю что ж делать! виноват ли я, что неусыпные мои современники, романтические поэты в стихах и в прозе, разобрали уже по рукам все другие затейливые названия? Корсары, Пираты, Гяуры, […]
- Чернобровый, черноокий, Молодец удалой, Полонил он моё сердце – Не могу забыти. Как понять такую радость, Что мил меня любит? Побегу ему навстречу, Крепко обниму я. Обойму я молодого, Парня удалого. Объясню свою любовь я – Авось умилится. Не ходить бы красной девке Вдоль по лугу, лугу, Не любить бы красной девке Холостого парня. Я […]
- В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик со старухою, и они жили несколько лет в своем супружестве, но детей у них не было, о чем они чрезмерно сокрушались. И как уже приходили к глубокой старости, то начали просить Бога, чтобы даровал им хотя единое детище, которое бы в старости их было помогою в […]
- Не велят Маше на улицу ходить, Нету волюшки молодчика любить, Что молодчика молоденького, Неженатого, холостенького. Холостой мальчик, любитель дорогой, Он не чувствует любови никакой. Какова любовь на свете рождена? Рождена любовь слезами улита. Сидит Машенька, заплаканы глаза, У красавицы платочек во слезах: „Вечёр, миленький, бранили за тебя, За тебя, за удалого молодца́, За твои-ли […]