«Сказки» — одни из самых ярких творений и наиболее читаемых произведений Салтыкова-Щедрина. За небольшим исключением они создавались в течение четырех лет (1883 — 1886) на завершающем этапе творческого пути писателя.
По широте затронутых вопросов и обозрения социальных типов книга сказок представляет собою как бы художественный синтез творчества писателя.
Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлена в салтыковских сказках во множестве картин, миниатюрных по объему, но огромных по своему идейному содержанию. В богатейшей галерее типических образов, исполненных высокого художественного совершенства и глубокого смысла, Салтыков воспроизвел всю социальную анатомию общества, коснулся всех основных классов и социальных группировок — дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции, тружеников деревни и города, затронул множество социальных, политических, идеологических и моральных проблем, широко представил и глубоко осветил всевозможные течения и оттенки общественной мысли — от реакционных до социалистических.
Самый общий и основной смысл произведений сказочного цикла заключается в развитии идеи непримиримости социальных противоречий в Российском обществе.
В сказке «Медведь на воеводстве» Россия символизирована в образе леса, и днем и ночью гремевшего «миллионами голосов, из которых одни представляли агонизирующий вопль, другие — победный клик». Эти слова могли бы быть поставлены эпиграфом ко всему сказочному циклу и служить в качестве идейной экспозиции к картинам, рисующим жизнь классов и социальных групп.
В сложном идейном содержании сказок Салтыкова можно выделить следующие основные темы: сатира на правительственные верхи, обличение поведения и психологии обывательски настроенных кругов общества, разоблачение морали бюрократии и чиновничества.
- На весеннем солнышке греется пёс Полкан. Морду положил на лапы, пошевеливает ушами — отгоняет мух. Дремлет пёс Полкан, зато ночью, когда на цепь посадят, — не до сна. Ночь темна, и кажется всё — крадётся кто-то вдоль забора. Кинешься, тявкнешь, — нет никого. Или хвостом по земле застукает, по-собачьи; нет никого, а стукает… Ну, с […]
- Лидия Алексеевна Чарская 1912 год Фея в медвежьей берлоге Сказка Шумел лес, гудел ветер, столетние сосны плакали и стонали… Старая колдунья Метель кружилась в дикой пляске. Дедко Мороз смотрел на нее, хлопал в ладоши и восклицал с довольным видом, потирая руки: — Лихо! Ой, бабушка Метелица, лихо! А лес шумел, и старые сосны […]
- Когда светел‑радошен Во Москве благоверной царь, Алексей царь Михайлович: Народил Бог ему сына, Царевича Петра Алексеевича, Первого императора по земле светорусския. Как плотники‑мастеры Во всю ноченьку не спали, Колыбель‑люльку делали Оне младому царевичу. А и нянюшки‑мамушки, Сенные красные деушки Во всю ноченьку не спали, Шинкарочку вышивали По белому рытому бархату Они красныем золотом; Тюрьмы с […]
- Время прошло уже довольно в печальных обстоятельствах Ливоны, и вместо чаемого Аскалоном утешения наполнялась она ещё большим отчаянием, и казалось, что супруга своего столь любила, что и подлинно имела свою жизнь для него одного. Все способы и старания употреблены были Аскалоном к воздержанию её от беспокойства; но, однако, ничто не помогало. Он предприял уведомиться от […]
- Улица, моя улица, Улица широкая! Ой ляли, ой ляли, улица широкая. Мурава моя, мурава моя, Мурава зелёная! Озеро моё, озеро, Озеро глубокое! По том ли по озеру Плавал лебедь с лебёдушкой: Лебедек — Сергей сударь, Сергей Андреянович, Лебёдка — Татьянушка, Татьяна Григорьевна. Просилась Татьянушка Поиграть на улицу: „Ты, Сергей Андреянович, Пусти грать на улицу!“ […]