Можно сказать утвердительно, что ни одно произведение древнерусской поэзии, пощаженное временем, не возбуждало такого постоянного внимания наших ученых, и не подало повода к такому множеству противоречащих друг другу суждений, как «Слово о полку Игоря». И не мудрено! Этот самобытный и единственный, дошедший до нас, письменный памятник, свидетельствующий о существовании и развитии древнерусской эпической поэзии, отличается тою смелостью очерков и яркостью красок, которые с первого взгляда обличают необыкновенного художника. Будучи открыто в 1795 году графом Мусиным-Пушкиным в одном старинном Сборнике (причем первое известие об этом открытии было сообщено свету в «Spectateur du Nord», за 1797 год, и издано им в 1800 году в Москве), «Слово о полку Игоря» не переставало, с того времени, занимать умы наших филологов и критиков. Плодами этих изыскании были, с одной стороны, значительное число изданий, переводов и стихотворных переложений «Слова», с другой — множество статей критического и полемического содержания. Что касается до переводов «Слова о полку Игоря», то, со включением первого, которым мы обязаны графу Мусину-Пушкину, y нас, в продолжении полувека, вышло в свет пятнадцать отдельных издании (из них семь прозаических, a восемь стихотворных), над которыми трудилось шестнадцать ученых и литераторов.
Гербель Николай Васильевич, 1854 год
- Песнь о ополчении Игоря, сына Святослава, внука Ольгова. Капнист Василий Васильевич. 1813 год.
- Плач Ярославны (Слово о полку Игоре). Публицистика. 1873 год
- Слово о полку Игореве в переводе Константина Дмитриевича Бальмонта
- Слово о полку Игореве в переводе Аполлона Николаевича Майкова
- Слово о полку Игореве в переводе Василия Андреевича Жуковского
- Слово о полку Игореве в переводе Льва Александровича Мей
- Слово о полку Игореве в переводе Михаила Даниловича Деларю
- Слово о полку Игореве, Игоря сына Святославля, внука Ольгова. Древнерусский текст по изданию 1800 г
- Слово о полку Игореве. Критика. Ходасевич Владислав Фелицианович. 1929 год.
- В обработке А.Н. Афанасьева В одной семье жил-был дурак набитый В одной семье жил-был дурак набитый. И, бывало, нет того дня, чтобы на него не жаловались люди: либо кого словом обидит, либо кого прибьет. Мать сжалилась над дураком, стала смотреть за ним как за малым ребенком; бывало — куда дурак срядится […]
- Охота пуще неволи. Охоту тешить – не беда платить. Эта вещь на охотника, стоит сто рублей. Этой вещи на охотника, и цены нет. Без охоты и человек болван (не знающий забавы). Заяц-трус, и тот охотиться любит (на капустку). Ровно (наш) Тарас на перегудки горазд. Всякая прибаска хороша с прикраской. Как собака мух ловит. Баклуши (байдаки) […]
- Была у мужика лошадь, работал он на ней без малого тридцать лет. Отощала лошадь — кожа да кости, ослепла. Свел ее мужик в лес, привязал к дереву, да и говорит: «Пусть на тебе черти ездят, а мне тебя такую кормить убыточно». Прошел год. Случилось мужику быть в том же лесу. Видит — стоит его лошадь […]
- Богатый поп заспорил с бедным попом об одном селе. Стали они жаловаться преосвященному. Вызвал он к себе бедного и богатого. Они приходят к нему. Архиерей и говорит: — Из попов-то есть дураки! Нашли о чем спорить! Спрашивает у богатого: — Какой час? Тот вытаскивает часы из кармана. Архиерей говорит: — Двадцать лет ты учен, а […]
- Щегольски одеваюсь и допьяна напиваюсь. Разбросали палки на чужие галки. Трын трынил на святой Руси, да и протрынился еси. И велика была мошна, да вся изошла. На ветер живота не напасешься, на смерть детей не нарожаешься. На ветер мякины не напашешь (или: не напасешься). На помойную яму не напасешься хламу. Все прошло, как огнем прижгло. […]