Главная » Русский народный эпос » Слово о полку Игореве. Все изложения и толкования » Плач ​Ярославны​ (Слово о полку Игоре). Публицистика. 1873 год

📑 Плач ​Ярославны​ (Слово о полку Игоре). Публицистика. 1873 год

 

Плач ​Ярославны​ (Слово о полку Игоре).

 

Литературный альбом
Неизвестные авторы
1873 год

 

С тех пор как запомнит себя русский народ — и до первых царей московских, приходилось ему вести постоянную, трудную и разорительную борьбу с окрестными кочевыми народами, отбиваться от этих степных варваров, которым привольно жилось в обширных луговых равнинах нашего Юга среди бесчисленных табунов и стад. Сначала то были ​торки​, хазары и печенеги; во второй половине XI века место их заступили новые хищники — половцы, впоследствии вытесненные татарами. До татарского же погрома, нестройные но страшные орды половцев, пользуясь ​усобицами​ наших разрозненных областей и спорами удельных князей между собою, грозно тяготели над всею приднепровскою Русью, внезапным вихрем налетали на беззащитные города, грабили, уводили людей в плен, истребляли огнем и мечом то, чего нельзя было захватить.

Первые набеги половцев были рядом оглушительных ударов и побед над русскими князьями, которых и самая беда не могла примирить для дружного отпора врагам. Отсюда понятна та благодарность, с которою летописцы упоминают о трудах Владимира ​Мономаха​, впервые восставшего в 1095 г. против иноплеменников и “много поту утершего за землю русскую”. Вслед за этим походом открывается целый ряд других (между которыми особенно замечателен поход Святослава со всеми князьями русскими против хана половецкого ​Нобяка​), более или менее важных движений, мало по ​малу​ становящихся делом народным.

В то время, на ряду с монастырскою литературою древней Руси, начинала уже возникать литература светская, образцы которой мы видим в “поучении ​Мономаха​” своим детям, послании Даниила ​Заточника​, и в песнях. Между тем как духовные писатели искали объяснения княжеских ​усобиц​ в кознях исконного врага человека, ​дьявола​,– певцы светские, дружинные, старались пояснять те же ​усобицы​ недостатком любви к родине, предпочтением личных выгод общему благу Руси, и прославляли имена тех князей, которые проливали кровь только “​поганскую​”, во избавление земли русской от иноплеменников.

Единственным памятником этой поэзии дружинников осталось нам так-называемое “Слово о полку ​Игореве​”, открытое известным любителем наук и просвещения, графом ​Мусиным​-Пушкиным, в 1795 году. Это песнь о небольшом походе против половцев Игоря князя ​Северского​,– походе несчастливом, кончившимся пленом самого князя, которому впрочем удалось впоследствии благополучно спастись бегством. “Эта песнь (говорит А. Н. ​Майков​ в предисловии к своему художественному переводу “Слова” с ​древнесдавянского​ языка) — один живой голос из пестрой светской жизни древней Киевской Руси, дошедший до нас, и вот почему она занимает такое уединенное место посреди других памятников письменности этой эпохи, большею ​частью​ исходящих из другой среды.

Вся литература, из которой она только отрывок, погибла, и конечно её ​полуязыческий​ характер, ​не допускавший​ ее в ​монастырские​ книгохранилища, был главной причиной её гибели.” Действительно, круг понятий певца “Слова о полку ​Игореве​” представляет замечательную ​двоеверную​ смесь языческих верований в ​Велеса​, ​Стрибога​, Даждьбога, Дива и пр. с христианскими воззрениями. По такова была на самом деле жизнь русского народа, не успевшего еще вполне отрешиться от предрассудков язычества. И какую богатую картину этой жизни, со всей её бытовой обстановкой, рисует нам “Слово”! Многие, ставя в параллель “песнь о ​Роланде​” и ​другие​ поэмы западной Европы, упрекали русскую народную поэзию в том, что она не создала ни одной пары ​любящихся​ сердец; но вчитайтесь в приводимые нами строки “Ярославнина плача” (перевод А. Н. ​Майкова​) по отсутствующем муже её, Игоре,– можно ли представить себе любовь, более нежную, более искреннюю, более преданную, с большей глубиною страсти?

Плач Ярославны


Игорь, в плену у половцев
………слышит Ярославнин голос.
Там, в земле незнаемой​, кукушкой
Поутру она кукует, плачет:
“Полечу кукушечкой к Дунаю,
“Омочу ​бебрян​ рукав в ​Каяле​,
“Оботру ​кровавы​ раны князю,
“На белом его могучем теле…”
Там она в ​Путивле​ ​раным​-рано
На стене стоит и причитает:
“​Ветр​-ветрило! что ты, господине,
“Что ты ​веешь​, что на легких крыльях
“Носишь стрелы в храбрых ​воев​ лады!
“В небесах под ​облаки​ бы веял,
“По морям кораблики лелеял,
“А то ​веешь​, ​веешь​ — развеваешь
“На ковыль-траву мое веселье”.
Там она в ​Путивле​ ​раным​-рано
На стене стоит и причитает:
“Ты-ли, Днепр мой, Днепр ты мой, Славутич!
“По земле прошел ты Половецкой,
“Пробивал ты каменные горы!
“Ты ладьи лелеял Святослава,
“До земли ​Кобяковой​ носил их…
“​Прилелей​ ко мне мою ты ладу,
“Чтоб мне слез не слать к нему с тобою
“По сырым ​зарям​ на сине море!”
​Раным​ рано ​ужь​ она в ​Путивле​
На заре стоит и причитает:
“Светлое, ​тресветлое​ ты солнце!
“Ах, для всех красно, тепло ты, солнце,
“​Что ж​ ты, солнце, с неба устремило
“Жаркий луч на лады храбрых ​воев​!
“Жаждой их томишь в безводном поле,
“Сушишь, гнешь ​несмоченные​ луки,
“Замыкаешь кожаные ​тулы​”…

При перепечатке просьба вставлять активные ссылки на ruolden.ru
Copyright oslogic.ru © 2024 . All Rights Reserved.