Можно сказать утвердительно, что ни одно произведение древнерусской поэзии, пощаженное временем, не возбуждало такого постоянного внимания наших ученых, и не подало повода к такому множеству противоречащих друг другу суждений, как «Слово о полку Игоря». И не мудрено! Этот самобытный и единственный, дошедший до нас, письменный памятник, свидетельствующий о существовании и развитии древнерусской эпической поэзии, отличается тою смелостью очерков и яркостью красок, которые с первого взгляда обличают необыкновенного художника. Будучи открыто в 1795 году графом Мусиным-Пушкиным в одном старинном Сборнике (причем первое известие об этом открытии было сообщено свету в «Spectateur du Nord», за 1797 год, и издано им в 1800 году в Москве), «Слово о полку Игоря» не переставало, с того времени, занимать умы наших филологов и критиков. Плодами этих изыскании были, с одной стороны, значительное число изданий, переводов и стихотворных переложений «Слова», с другой — множество статей критического и полемического содержания. Что касается до переводов «Слова о полку Игоря», то, со включением первого, которым мы обязаны графу Мусину-Пушкину, y нас, в продолжении полувека, вышло в свет пятнадцать отдельных издании (из них семь прозаических, a восемь стихотворных), над которыми трудилось шестнадцать ученых и литераторов.
Гербель Николай Васильевич, 1854 год
- Песнь о ополчении Игоря, сына Святослава, внука Ольгова. Капнист Василий Васильевич. 1813 год.
- Плач Ярославны (Слово о полку Игоре). Публицистика. 1873 год
- Слово о полку Игореве в переводе Константина Дмитриевича Бальмонта
- Слово о полку Игореве в переводе Аполлона Николаевича Майкова
- Слово о полку Игореве в переводе Василия Андреевича Жуковского
- Слово о полку Игореве в переводе Льва Александровича Мей
- Слово о полку Игореве в переводе Михаила Даниловича Деларю
- Слово о полку Игореве, Игоря сына Святославля, внука Ольгова. Древнерусский текст по изданию 1800 г
- Слово о полку Игореве. Критика. Ходасевич Владислав Фелицианович. 1929 год.
- Служил в полку бравый солдат, получил из дому сто рублей. Проведал про то фельдфебель, занял у него деньги; а когда пришло время рассчитываться, то вместо всякой уплаты дал ему сто палок в спину: — Я-де твоих денег не видал, а всклепал ты на меня затейкою! Солдат осердился и бежал в темный лес; лег было отдохнуть […]
- Одному мужику хотелось есть. Он купил калач и съел, – ему все еще хотелось есть. Купил другой калач и съел, – ему все еще хотелось есть. Он купил третий калач и съел, – ему все еще хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт. Тогда мужик ударил себя по голове […]
- Уж ты батюшка светел месяц, Что ты светишь не по‑прежнему Не по‑прежнему, не по‑старому, Все ты прячешься за облака, Застилаешься тучей грозною! Как у нас было на святой Руси. На святой Руси, в каменной Москве. Во Кремле было в славном городе, Близ Ивана, близ Великого, Во соборе было во Архангельском, Как у правого было клироса: […]
- Все поверья о привидениях, мертвецах и вообще о взаимных сношениях двух миров, видимого и незримого, вещественного и духовного, составляют смешанный ряд преданий и рассказов, принадлежащих, может быть, ко всем видам принятого нами разделения поверий. Эта статья до того обширна, что из нее можно бы составить десятки томов; постараемся объясниться на нескольких страничках. Под словом видение […]
- Никина сказка Чёрный принц — так назывался один мальчик. А няня называла его капризукой. А Чёрный принц говорил няне: — А я всё-таки тебя не буду слушаться. Ты мне скажешь: иди, а я буду стоять. Ты скажешь: стой, а я буду идти, потому что ты меня обманываешь. — Не ходи в сад, — сказала няня. […]