
Верно не было у славянина с самого начала столько богов, сколько наконец у него явилось. История человечества показывает нам, что до того еще, как человек не знал искусства делать себе изображения богов, чтил он некоторые предметы, предлагаемые ему природою.
С удивлением взирал он на огненный шар, катящийся над его головою, стоял у порывистого ручья, шумно ниспадающего с горы в долину, чувствовал приятное дуновение воздуха, изумлялся, был вне себя от восторга; он не примечал, чтобы существо, подобное ему, всем этим управляло.
Тут стал он в первый раз умствовать о чудном мироздании: солнце, вода, ветер -казались ему существами особенной и притом высшей, нежели он сам, природы.
Изумление его перешло в почтение и боготворение. Не так ли думали персы и перуанцы? Не так ли и поныне еще думают самоеды и многие другие народы? Так думал и славянин, и боготворил огонь и воду.
Сам. того не зная, познакомился он с чувствами зла и блага: иногда был он целый день несчастлив на охоте, а на другой день чувствовал он физическую боль. Он не усматривал тому причины, и думал, что есть какое-то злое существо, которое находит в том удовольствие, чтобы ему вредить. В другой раз поймал или убил он необыкновенно много дичи — душа его была отверста для радости; он столь же мало примечал тому причины и создал себе доброе божество.
Так произошли у него Белбог и Чернобог, без сомнения древнейшие божества, какие знал славянин. Впоследствии ему не довольно было сего малого числа богов своих: он творил себе беспрестанно новых; каждая новая потребность приносила с собою новое божество, и таким образом произошло то множество, которое мы скоро увидим.
Андрей Сергеевич Кайсаров, 1804 год
- Часто де мати, часто де мати Дуню домой покликает, Дуню с двора высылает: „Подь, поди, Дуня, (2) Под гору ночевати К нашему ко подворью.“ Сдумала мати (2) Дуню замуж давати (2) За старого, (2) За стара, не за ровню. (2). Я старого (2) Сердцем его не взлюбила, Духом ему не взрадела, Из горницы, из […]
- Выбрав двух или одного волка, смотря по числу детей, выбирают вожака, того, который заводит, то есть начинает игру. Все остальные представляют гусей. Вожак становится на одном конце, гуси — на другом, а волки в стороне прячутся. Вожак похаживает и поглядывает и как заметит волков, то бежит на свое место, хлопает руками, крича: В о ж […]
- Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет – козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят. Воротится коза, постучится в дверь и запоет: Козлятушки, ребятушки! Отопритеся, отворитеся! Ваша мать пришла – молока принесла; Бежит молоко по вымечку, Из вымечка по копытечку, Из копытечка во сыру […]
- Жил поп. У попа была попадья очень красива, и ходил медведь и три года на нее зарился. На четвертый ее и увел. Вот жить им, жить, – родился сын, нарекнули имя: Иван, Медвежье ушко. Иван, Медвежье ушко, растет не по дням, и часам, и вырос он большой, и говорит матери: «Что же, мама, у нас […]
- Позарастали стежки-дорожки, Где проходили милого ножки, Позарастали мохом-травою, Где мы гуляли, милый, с тобою. Мы обнимались, слезно прощались, Помнить друг друга мы обещались. Нет у меня с той поры уж покоя, — Верно, гуляет милый с другою. Если забудет, если разлюбит, Если другую мил приголубит, — Я отомстить ему поклянуся, В речке глубокой я утоплюся. […]