Михайлов Михаил Ларионович — выдающийся писатель (1826 — 1865). Дед его, Михайла, человек недюжинный, был крепостным известного из «Семейной хроники» С.Т. Аксакова — Куроедова и погиб в непосильной борьбе с наследниками Куроедовой, не пожелавшими признать действительность словесной вольной, которой она освободила Михайлушку от рабства. Однако еще при жизни Куроедовой Михайлушка успел вывести в люди своих сыновей, в том числе Лариона Михайлова, умершего в должности управляющего Илецкой Соляной Защитой. Михаил Михайлов родился полуслепым; ему сделана была операция век, чем объясняется ненормальный вид его глаз на портретах. Получив тщательное домашнее воспитание, Михайлов особенно хорошо изучил языки, которыми владел в совершенстве. Он много и прекрасно переводил, всего более из Шиллера и Гейне (с которым он первый основательно ознакомил русское общество), Гёте, восточных и древнегреческих поэтов, Байрона, Т. Гуда, Лонгфелло, Гюго, Шенье, Беранже. К рифме Михайлова тянуло еще в отроческие годы; он дебютировал в печати («Иллюстрация» Н.В. Кукольника ) в 1845 г. переводом из Гейне. Он помещал в журналах, наряду со стихотворениями, статьи на различные темы, литературные и общественные. Знакомство с Чернышевским способствовало углублению идейного направления Михайлова, и он сделался одним из передовых публицистов «Современника». Особенно выдавались его статьи по женскому вопросу, в которых он высказал многое, что, значительно позднее, постепенно становилось лозунгом дня. Михайлов напечатал также много беллетристических произведений, не особенно ярких по содержанию и выполнению; из них выделяется его первый опыт — повесть «Адам Адамыч», встреченная в свое время критикой сочувственно и положившая начало литературной известности автора. В 1861 г. Михайлов был арестован и предан суду за провоз из-за границы прокламации: «К молодому поколению» и, по лишении всех прав, сослан был в рудники на шесть лет. Ужасная жизнь в Кадае, где впоследствии изнывал Чернышевский, скоро надломила хрупкий организм Михайлова, и через 3 года он скончался от брайтовой болезни. — Сочинения Михайлова выпускались отдельными изданиями несколько раз; полным было 8-томное издание 1867 г., под редакцией Н.В. Гербеля , сожженное только потому, что носило на себе опальное имя поэта. С 1913 г. выходит полное собрание сочинений Михайлова, под редакцией П.В. Быкова .
Русские сказки для детей: Издание второе. Издание книгопродавца Н.Г. Овсянникова. Типография В.Н. Майкова, Санкт-Петербург, 1867 г.
- Два Мороза. М.Л. Михайлов
- Думы. М. Л. Михайлов
- Илья Муромец. М.Л. Михайлов
- Как посчастливилось волку. М.Л. Михайлов
- Кому горе, кому смех. М.Л. Михайлов
- Кот и петушок. М.Л. Михайлов
- Лесные хоромы. М. Л. Михайлов
- Лиса Патрикеевна. М.Л. Михайлов
- Мужик, медведь и лиса. М.Л. Михайлов
- Рукавица. М.Л. Михайлов
- Три зятя. М.Л. Михайлов
- А дело бывало — и коза волка съедала. Без проказ ни на час. Безрукий клеть обокрал, голопузому за пазуху по-клал, слепой подглядывал, глухой подслушивал, немой караул кричал, безногий в погоню бежал. Будь как у себя дома, но не забывай, что ты в гостях. Была кобыла — хомута не было; хомут достали — кобылы не стало. […]
- В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям. Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье. Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. […]
- Жил-был мужик, у него был кобель. Рассердился мужик на кобеля, взял — повез его в лес и привязал около дуба. Вот кобель начал лапами копать землю, подкопался под самый дуб, так что его ветром свалило. На другой день пошел мужик в лес и вздумал посмотреть на своего кобеля, пришел на то место, где привязал его, […]
- Безграничная в суеверных измышлениях и неудержимая в поисках чудесного, народная фантазия сумела изобрести особых духов, которые охраняют зарытые в земле сокровища и ценности, известные под именем кладов. В южных окраинах Великороссии этот дух зовется «кладовиком», а подручные его — «кладенцами», и только в Севском у., Орл. губ., главный духе, по недоразумению, носит имя Кудиара. На […]
- Одна баба, ставя по праздникам свечку перед образом Георгия Победоносца, завсегда показывала змию кукиш: — Вот тебе, Егорий, свечка; а тебе шиш, окаянному! Этим она так рассердила нечистого, что он не вытерпел; явился к ней во сне и стал стращать: — Ну уж попадись ты только ко мне в ад, натерпишься муки! После того баба […]