Верно не было у славянина с самого начала столько богов, сколько наконец у него явилось. История человечества показывает нам, что до того еще, как человек не знал искусства делать себе изображения богов, чтил он некоторые предметы, предлагаемые ему природою.
С удивлением взирал он на огненный шар, катящийся над его головою, стоял у порывистого ручья, шумно ниспадающего с горы в долину, чувствовал приятное дуновение воздуха, изумлялся, был вне себя от восторга; он не примечал, чтобы существо, подобное ему, всем этим управляло.
Тут стал он в первый раз умствовать о чудном мироздании: солнце, вода, ветер -казались ему существами особенной и притом высшей, нежели он сам, природы.
Изумление его перешло в почтение и боготворение. Не так ли думали персы и перуанцы? Не так ли и поныне еще думают самоеды и многие другие народы? Так думал и славянин, и боготворил огонь и воду.
Сам. того не зная, познакомился он с чувствами зла и блага: иногда был он целый день несчастлив на охоте, а на другой день чувствовал он физическую боль. Он не усматривал тому причины, и думал, что есть какое-то злое существо, которое находит в том удовольствие, чтобы ему вредить. В другой раз поймал или убил он необыкновенно много дичи — душа его была отверста для радости; он столь же мало примечал тому причины и создал себе доброе божество.
Так произошли у него Белбог и Чернобог, без сомнения древнейшие божества, какие знал славянин. Впоследствии ему не довольно было сего малого числа богов своих: он творил себе беспрестанно новых; каждая новая потребность приносила с собою новое божество, и таким образом произошло то множество, которое мы скоро увидим.
Андрей Сергеевич Кайсаров, 1804 год
- Ехал пан, Екал пан, У нас князь-от больно пьян, У нас князь-от больно пьян. Уронил, Уронил Чёрну шляпу бурминку, Чёрну шляпу бурминку. Кликал пан, Кликал пан Свою молоду панью, Свою молоду панью. «аПодь сюда, Подь сюда, Моя молода панья, Моя молода панья. Подыми, Подыми Чёрну шляпу бурминку, Чёрну шляпу бурминку. Натяни, Натяни На буйну […]
- У воротец колодец полон воды, Ой калина, ой малина… У колодца обрубцы серебряные, Ой калина, ой малина… Серебряные, позолоченые. У меня у младой Свёкор-батюшка грозной: Посылает колодец вычерпывати, Вычерпывати, выпаразнивати. Я хоша пойду, хоша не пойду, Я хоша пойду млада При вечере, при вечерней заре, Чтобы солнце не грело, Лица не пекло б, Чтобы […]
- Воспоил, воскормил отец сына; Воспоя, воскормя, невзлюбил сына; Невзлюбя сына, со двора сослал: «Ты поди, мой сын, со двора долой! Ты спознай-ка, сын, чужую сторону, Чужу сторону, незнакомую!» Как у молодца в него три сестры, Три сестры, три родные; Как большая сестра коня вывела, Как середня седло вынесла, Как меньшая сестра плетку подала; Она, подавши […]
- Жили-дружили мышь с воробьем. Ровно тридцать лет водили дружбу: кто что ни найдёт – все пополам. Да случилось как-то – нашёл воробей маковое зёрнышко. “Что тут делить? – думает. – Клюнешь разок – и нет ничего”. Взял да и съел один всё зёрнышко. Узнала про то мышь и не захотела больше дружить с воробьем. – […]
- Гречиху сей, когда роса хороша. Гречиху сей, когда рожь хороша. Гречиху сей, когда трава хороша. За бороною пыль (сухо), будет блин (о гречихе). Гречиху сей, когда покажутся гречишные козявки. Как скворцы из гнезд, так и пора гречу сеять (пензинск.). Холь гречиху до посева, да сохни до поноса (до покоса?). Не верь гречихе на цвету, а […]