
Верно не было у славянина с самого начала столько богов, сколько наконец у него явилось. История человечества показывает нам, что до того еще, как человек не знал искусства делать себе изображения богов, чтил он некоторые предметы, предлагаемые ему природою.
С удивлением взирал он на огненный шар, катящийся над его головою, стоял у порывистого ручья, шумно ниспадающего с горы в долину, чувствовал приятное дуновение воздуха, изумлялся, был вне себя от восторга; он не примечал, чтобы существо, подобное ему, всем этим управляло.
Тут стал он в первый раз умствовать о чудном мироздании: солнце, вода, ветер -казались ему существами особенной и притом высшей, нежели он сам, природы.
Изумление его перешло в почтение и боготворение. Не так ли думали персы и перуанцы? Не так ли и поныне еще думают самоеды и многие другие народы? Так думал и славянин, и боготворил огонь и воду.
Сам. того не зная, познакомился он с чувствами зла и блага: иногда был он целый день несчастлив на охоте, а на другой день чувствовал он физическую боль. Он не усматривал тому причины, и думал, что есть какое-то злое существо, которое находит в том удовольствие, чтобы ему вредить. В другой раз поймал или убил он необыкновенно много дичи — душа его была отверста для радости; он столь же мало примечал тому причины и создал себе доброе божество.
Так произошли у него Белбог и Чернобог, без сомнения древнейшие божества, какие знал славянин. Впоследствии ему не довольно было сего малого числа богов своих: он творил себе беспрестанно новых; каждая новая потребность приносила с собою новое божество, и таким образом произошло то множество, которое мы скоро увидим.
Андрей Сергеевич Кайсаров, 1804 год
- Жил-был бедный мужичок; сколько он ни трудился, сколько ни работал — все нет ничего! «Эх, — думает сам с собой, — доля моя горькая! Все дни за хозяйством убиваюсь, а того и смотри — придется с голоду помирать; а вот сосед мой всю свою жизнь на боку лежит, и что же? — хозяйство большое, барыши […]
- Другой зверь, наверное, тронулся бы самоотверженностью зайца, не ограничился бы обещанием, а сейчас бы помиловал. Но из всех хищников, водящихся в умеренном и северном климатах, волк всего менее доступен великодушию. Однако ж не по своей воле он так жесток, а потому, что комплекция у него каверзная: ничего он, кроме мясного, есть не может. А чтобы […]
- Повстречал заяц ежа и говорит: — Всем бы ты хорош, ёж, только ноги у тебя кривые, заплетаются. Ёж рассердился и говорит: — Ты что ж смеёшься; мои кривые ноги скорее твоих прямых бегают. Вот дай только схожу домой, а потом давай побежим наперегонку! Ёж пошёл домой и говорит жене: — Я с зайцем поспорил: хотим […]
- Ходил Ванюшко по базару, закупа́л товару; Не нашёл Ваня товару, купил девушку уда́лу. Пойду, выду за воро́та, где лужки, боло́та, Пойду, выду за новы́я, — лужки зелены́е! Что по тем лужкам, боло́там кавыль-травка вьётся, — У хорошего моло́дчика серде́чушко бьётся. Полно, сердце, тебе биться, время утиши́ться! Не про нас ли, моя хоро́шенька, лихи люди […]
- Раз калмык украл в поле теленка, ободрал его и съел с товарищами. Не осталось от теленка ни хрящика, ни косточки. Под вечер вышел мужик искать своего теленка. Встретился он с калмыком и спрашивает: — Что, брат Иван Иванович, не видал ли ты моего теленка? — Твоего теленка? Да он какой был? Не пегонький ли? — […]