
Верно не было у славянина с самого начала столько богов, сколько наконец у него явилось. История человечества показывает нам, что до того еще, как человек не знал искусства делать себе изображения богов, чтил он некоторые предметы, предлагаемые ему природою.
С удивлением взирал он на огненный шар, катящийся над его головою, стоял у порывистого ручья, шумно ниспадающего с горы в долину, чувствовал приятное дуновение воздуха, изумлялся, был вне себя от восторга; он не примечал, чтобы существо, подобное ему, всем этим управляло.
Тут стал он в первый раз умствовать о чудном мироздании: солнце, вода, ветер -казались ему существами особенной и притом высшей, нежели он сам, природы.
Изумление его перешло в почтение и боготворение. Не так ли думали персы и перуанцы? Не так ли и поныне еще думают самоеды и многие другие народы? Так думал и славянин, и боготворил огонь и воду.
Сам. того не зная, познакомился он с чувствами зла и блага: иногда был он целый день несчастлив на охоте, а на другой день чувствовал он физическую боль. Он не усматривал тому причины, и думал, что есть какое-то злое существо, которое находит в том удовольствие, чтобы ему вредить. В другой раз поймал или убил он необыкновенно много дичи — душа его была отверста для радости; он столь же мало примечал тому причины и создал себе доброе божество.
Так произошли у него Белбог и Чернобог, без сомнения древнейшие божества, какие знал славянин. Впоследствии ему не довольно было сего малого числа богов своих: он творил себе беспрестанно новых; каждая новая потребность приносила с собою новое божество, и таким образом произошло то множество, которое мы скоро увидим.
Андрей Сергеевич Кайсаров, 1804 год
- У меня ль во садочке, У меня ль во прекрасном, Люшеньки, люли, Люшеньки, люли! Хорошо пташки пели, Хорошо распевали, Люшеньки, люли, Люшеньки, люли! А я, молоденька, Охоча гуляти, Люшеньки, люли, Люшеньки, люли! Охоча гуляти, Скакати, плясати, Люшеньки, люли, Люшеньки, люли! Скакати, плясати, В зелен сад ходити, Люшеньки, люли, Люшеньки, люли!
- Держись друга старого, а дома нового! Изба ильинским тесом крыта (т. е. соломой). Кучи хоромину житую, а шубу шитую! Купил дом и с домовыми. Дом домом, а домовой даром. Наживи хлевину, а там и скотину! Что воскресенье, то новоселье (т. е. шатается). Под капель избы не ставят (поверье, на какое место капало с кровли). Свой […]
- Жил да был царь; у царя было три сына: Федор, Егор да Иван; Иван был не совсем умен. Посылает царь старшего сына по живую воду, по сладкие моложавые яблоки; он поехал и доезжает до росстанья. Тут столб стоит, на столбе роспись: вправо идти — попить да поесть, влево идти — головушку погубить; он поехал вправо […]
- Русские простонародные легенды. Сборник сказок 1861 года Благочестивая жена. В одном селении жили три брата, очень бедные, один из братьев любил очень лошадей и всегда говорил: если-бы мне Бог дал такое богатство, что-бы я мог много лошадей купить, то я-бы всех нищих, которые у меня попросились, всех бы возил, хоть сколько ни наесть […]
- Эх, ты, сукин сын камаринский мужик Навалил в штаны, по улице бежит Он бежит, бежит, покрехтывает, Свои штаники поддергивает Снова пьяненький камаринский мужик У трактира с полбутылкою лежит Все репья собрал поддевкою Подпоясанной веревкою!.. Картузишко нахлобучив набекрень, У трактира отирается весь день. Бороденочка козлиная — Не короткая, не длинная. Ждет в трактире, кто бы водочки […]