Леля. Божок пламенный, рассыпающий или мечущий из руки искры. Сила его состояла в воспламенении любви. Он есть сын красоты, как и естественно красота рождает любовь.
Изображался он в виде златовласого, как и мать его, пламенного, крылатого младенца: свойство любви воспламенять. Он метал из рук искры: любовь воспаляет сердца не искрами ли как бы исходящими из очей, из уст прекрасной или, лучше, любимой (потому что в языке любви красотою называется, что каждому из неразделимых в особливости страстно нравится) особы?
Безотлучно находился при своей матери: весьма натурально любви всегда быть при красоте; красота всегда производит любовь. Он старший сын Лады: при соединении двух полов любовь все прочее предваряет.
Впрочем, г. Херасков дает ему по подобию Эрота лук и стрелы:
Сын Ладин в воздухе взвивается крылами
И напрягает лук пернатыми стрелами.
После следует брак, который есть второй сын Лады и именуется Полеля.
Полеля. Второй сын богини любви. Всякая чистая и на добродетели основанная любовь влечет за собой брак. Почему славяне вымыслили или, лучше, истину прикрыли покровом сего вымысла.
Сие божество, улыбающееся в шипковом венке, подает рукою простертою шипковый же венок, а в другой держит рог пития верности. Он есть нагой, как брат его, но одет в тонкую ризу или рубаху.
Сие божество также имело свои божницы в Киеве, хотя и в других местах было чтимо. Херасков так его определяет:
Полель веселостей богиню провожал;
В нем Киев брачные союзы обожал.
Г. А. Глинка. Древняя религия славян