Русалками становятся женщины, умершие неестественной или преждевременной смертью, чаще всего — утонувшие или умершие до брака девушки, а также проклятые, мертворожденные или умершие некрещеными дети. Русалкой может стать и мужчина, если он умер во время Русальной недели (обычно так называли неделю, следующую за праздником Троицы, реже — предшествующую ему). Вот как объясняют, кто такие русалки, в Полесье:
- Как утонет девушка, то уже русалка. Выходит в жите красоваться перед Купалой.
- Русалка — это девушка, которая утопится от любви. То большой грех был, на кладбище не хоронили, только за кладбищем. Она на Русальной неделе и превращается в русалку, чтобы любимого увидеть.
- Раньше, говорят, русалки были. Умер некрещеный ребенок — русалкой становится. На Русальной неделе как люди жнут жито, так они качаются на березе и говорят: «Меня мама породила, некрещену положила».
- Кто родится или умрет на Русальной неделе, тот русалкой будет, вроде покойник это — хоть девушка, хоть мужчина, хоть старый, хоть малый.
- На Русальной неделе некрещеный ребенок умрет — это, считается, русалка из него будет.
- Если девушка свадьбу не сыграла и умрет… обрученная умрет, то русалка будет.
- Только молодые, невенчаные, как умрут на Русальной неделе, парень или девушка, то делаются русалками. Когда их хоронят, то не плачут, что умерла, а плачут, что будет ходить всю жизнь русалкой. Уже ее душа будет на этом свете ходить. Выйдут и будут ходить, как живые. И хлопцы были русалки, если хлопец невенчаный. Так и раньше говорили: душа у них уже не будет в земле, а будет ходить по свету.
А вот как думают на Русском Севере.
- У нас говорят, что русалки — это девушки, умершие перед самой свадьбой. Вот они и томятся всю жизнь и людям мешают.
- Русалки в реках и сейчас есть. В русалку обращается, говорят, проклятый человек. Проклинать ребенка нельзя, а то умрет, русалкой будет.
Как же выглядят русалки? В русской литературе XIX века не без влияния Н.В. Гоголя сложился образ молодой и прекрасной девушки в белом, с длинными распущенными волосами. Так описывают русалок многие поверья, особенно в тех местностях, где считают, что русалками становятся умершие молодые девушки — это молодые красавицы с длинными волосами, на которых они носят сплетенные из трав и цветов венки. Волосы у них русые или зеленые, словно речная осока:
- Русалки — в белых сорочках, косы распущены.
- Если хлопец умирает, тоже будет русалкой — в белом мужчина.
- Русалки в жите танцуют, свои песни поют, кричат по-своему. Русалки ходят табуном.
- Русалка сидит на камне, волосы расчесывает. Такие белые, длинные волосы с зеленоватым оттенком.
- Среди дня русалки ходили по житу. Моя мама их видела. Говорит: «Прихожу в жито, вижу: поют девочки в белых веночках и белых платьицах. Поют: «Меня мама породила, на камушек посадила».
- Русалки — это некрещеные девочки, что так умирают.
- Русалка — это девушка, умершая до свадьбы. У нас говорили, что будет ходить в той одежде, в какой ее похоронят. У меня сестра шла через поле с бабушкой, там межа была, стежка среди поля, бабушка вперед пошла, а сестра шла, цветы рвала. Глянула — а в жите идет девушка. В веночке, как убирают умершую девушку, когда в гроб кладут — в веночке, вешают рушник на руку, в фартуке. Волосы распущенные, из-под венка ленты висят. И фартук, и юбка — как хоронят. Сестра закричала: «Бабушка, посмотри, какая девушка!» И тут же жито сомкнулось, и никого не стало.
- Те русалки — в белом они. Сорочки такие белые, а рукава всякими цветами расшиты. И венки они плетут и на воду кидают.
В поверьях и быличках русалки выглядят как обычные люди, никаких рыбьих хвостов у них нет. Полуженщины-полурыбы, о которых слагают легенды в Западной Европе, у восточных славян назывались фараонами. У русалок неподвижные или закрытые, как у мертвеца, глаза, холодные руки, бледное лицо, почти прозрачное тело, белые одежды (белый цвет в Древней Руси был цветом траура), распущенные волосы (с распущенными волосами хоронили незамужних девушек). Весь облик их свидетельствует о том, что они принадлежат к иному миру. Вот как описывали русалок в XIX— XX веках:
- Девушки ходят в белом во всем, косы распустят длинные, лица не видно, руки холодные, сама длинная, высокая. Лес шумит-гремит, шум идет — русалки ходят, высокие, как деревья, венки, рубахи на них.
- Русалка — совсем как женщина, только в лице румянца нет, да руки тощие и холодные, волосы очень длинные, груди большущие.
- Русалка — это смерть такая. Косы распущенные, в белом платье. Это дух выходит человеческий, потом в землю идет.
- Русалкам погребения не делали, зароют — и все. И вот ходит душа бесприкаянная. Русалки ходили по полю, когда солнце сядет, и домой приходили на печку. Это мертвые души ходят.
- Русалки в жите, в жите качались. Белые. Такие, как человек. Я сама видела даже. Ну вот жито. И она, как человек, такая голая, и только так вот жито качается. Маленькая, а волосы распущены, только белые. Голая, и руки долгие, пальцы долгие.
Однако в народной традиции встречается и совсем иной облик русалки — страшной, безобразной, косматой, заросшей шерстью, горбатой, с большим брюхом и острыми когтями. Ее внешность подчеркивает принадлежность к нечистой силе.
Очень часто народная молва наделяет русалок длинными обвислыми грудями, иногда даже железными, которыми они насмерть забивают людей. В некоторых местах Полесья полагают, что русалки «с железными титьками, голые, косматые»; «русалка — вроде женщина старая, старуха, такое оборванное все на ней, сама старая, страшная, а титька железная. Вроде убивает титькою большой». Еще говорят, будто русалки прячутся в жите со ступой и пестом, кнутом, кочергой или вальком и убивают ими людей либо толкут их в своей железной ступе.
Пока жито стоит, дети ходили в жито, когда цветут васильки. Ну и плутают там. Старшие их пугали: «Там русалка с батогом, да побьет батогом». Говорят, у нее железная ступа и пест. Да возьмет и в железной ступе истолчет.
Иногда русалку представляют вымазанной дегтем или смолой и называют смолянкой.
Как и прочая нечистая сила, русалки склонны к оборотничеству — они могут принять вид коровы, теленка, собаки, зайца, а также птиц (особенно сорок, гусей и лебедей) и небольших зверьков (белок, крыс или лягушек). Могут они обернуться и возом с сеном, и тенью, которая «столбом идет».
Русалки большую часть года проводят в воде — реках, озерах и даже колодцах. Чтобы маленькие дети не подходили к колодцу, их пугали: «Не ходи к колодцу, а то тебя русалка затащит». На дне водоемов у них есть жилища. По одним сведениям, это что-то вроде птичьих гнезд, по другим — красивые хрустальные дворцы или же чертоги, построенные из морских раковин и драгоценных камней.
Русалок часто можно встретить у воды — они любят сидеть на плотах, прибрежных камнях, расчесывают костяными или железными гребнями волосы, моются и умываются, но, чуть завидев человека, ныряют в воду. Многие видели, как русалки стирают белье, колотят его вальком, точь-в-точь как деревенские бабы, а затем расстилают сушиться возле источников. Любят они сидеть на вертящихся колесах водяных мельниц и с криком и шумом ныряют оттуда в воду.
- На Купалу до захода солнца, говорят, купаются русалки. Дождик идет такой дробненький, и солнце светит. Это, говорят, русалки купаются.
На Купалу русалки в речке купаются, одежду развешивают на ветках. Если они не успеют искупаться до захода солнца, то их одежда остается на ветках. - Русалку-то видывали, говорят. Обязательно на камне посреди реки, и волосы чешет, да приговаривает: «Год от году хуже», — сама себе толковала. Или вот купаться идешь, она и высунется по пояс. Утонула вот у попа девочка, ну идешь, а она на мосту сидит, волосы чешет.
- В омуте, говорят, была русалка. Волосы долгие. Вылезает, на камень садится и волосы расчесывает.
- На мельнице отец был. Мельница работала, вдруг остановилась. Открыли дверь в колесницу (место, где находится мельничное колесо. —Авт.) — сидит красавица, коса распущена, в воде ноги моет. Они испугались, выбежали. А она им говорит: «Чего испугались? Вот вымоюсь и уйду». Вытащила ноги, ушла, и мельница заработала.
- На Русальной неделе (по другим поверьям — в Семик) русалки выходят из воды и перебираются на землю — в поля и леса. Они появляются на земле во время цветения ржи или конопли и, пока эти растения не процветут, живут в них.
- Когда жито в колос соберется, русалки ходили по житу. На Русальной неделе в жито пойдешь — наткнешься на русалку.
- Можно увидеть в двенадцать часов дня русалку. Когда жито цветет — в это время их гулянка, гудят, пищат, кричат.
- На Троицу русалки выходят. Русалки встают в четверг перед Троицей. После обеда в четверг уже встают русалки.
- На Троицкой неделе русалок видели. На этой неделе нельзя купаться и по жнту гулять.
- С четверга перед Троицкой неделей до следующего четверга целую неделю уже русалки ходят. В это время нельзя купаться и стирать, чтобы не было утопленников в семье.
Что же делают русалки в полях и лугах? Об этом в народе говорят по-разному. Одни думают, что они вытаптывают и мнут посевы, высушивают их, объедают зерна, насылают на поля ливни и град. Другие, напротив, считают, что русалки стерегут жито во время его цветения, следят, чтобы никто не ломал колосьев, а их танцы в жите способствуют хорошему урожаю. По некоторым поверьям, там, где бегали русалки, трава растет гуще и зеленее, хлеб родится обильнее.
Русалки на Троицкой неделе переходят не только на поля, но и в леса и поселяются на деревьях, предпочитая дубы и березы. Они плетут венки, качаются на ветвях, водят хороводы. Хороводы — самое любимое развлечение русалок, и там, где они танцевали, видны круги вытоптанной и пожелтелой травы, а то она и вовсе перестает расти. Еще они любят качаться на деревьях. Одни былинки говорят, что они просто раскачиваются на гибких ветвях, а другие — что они мастерят качели и заманивают молодых мужчин покачаться с ними, чтобы погубить их. На Русальной неделе русалок можно встретить также на «нечистых» пространствах — на межах, на перекрестках дорог, мостах, в болотах.
То, что русалки появляются на Троицу, когда все цветет, и вообще их привязанность к растениям — отголоски древних представлений о том, что растения, особенно деревья, связывают «тот» и этот миры и в них могут воплощаться души умерших. Вот откуда берет начало обычай на Троицу рвать травы, ветки березы и липы и приносить их в дом, а также завивать на березах венки и оставлять их на все троицкие праздники. Находящиеся в это время на земле души умерших и, в том числе русалки, будто бы отдыхают на сорванных ветках и венках. Березовые ветки, которые на Троицу приносили в дом, назывались май.
В Духовую субботу (перед Троицей) май — ветки берез — ставили. Березы рвали, двор обсаживали. На ворота ставили — русалка будет на мае колыхаться. В Духовую субботу приносят, ставят всюду, на окна поставят. Явор стелют на пол. До заговенья перед Петровским постом висит. А потом убирают, чтобы не было. А то как не уберешь, так остается один умерший родич и плачет — его оставляют стеречь май. После Троицы еще умершие родичи на земле находятся. Русалки ходят после Троицы до самых заговин. И тут же родичи умершие ходят до самых заговин. А через неделю заговины. И потом убирать ветки надо, а то родитель один остается. Все пойдут, а его оставляют май стеречь.
В западных областях России венок на березе оставляли завитым всю Троицкую (т.е. Русальную) неделю, «в продолжение которой к нему не подходят, боясь, чтобы русалки, качающиеся тогда на завитом венке, не защекотали подходящего… Спустя неделю, именно в первое воскресенье Духова дня, русалки оставляют венок: кончилась пора их наслаждений, и девки отправляются раз- 240 вивать венок…».
Русалки хлопают в ладоши, поют песни, хохочут, стонут и кричат: «Гу-гу! Гутата-гуляля!», «Ре-ли, рели! Гутыньки!». В песнях русалки жалуются на свою горькую долю:
Бух! Бух!
Соломенный дух!
Меня мати породила,
Некрещену положила…