Нечистая сила в народных верованиях
(По данным Смоленской губернии)
Живая старина. — 1908. Т. XVII. Вып. 1.
Леший (Честной леса)
— «Заблудились, — лесовой нас водил!»
— «А какой он с виду?»
— «Водил-то он нас, водил, да не приказал нам говорить о себе ничего».
Но иные сообщают кое-что, хотя и неохотно, о наружности лешего, о его проделках и образе жизни; наблюдения заблудившихся путников в разных местностях Смоленской губернии носят различный характер.
Лешие в Поречском уезде, по воззрениям местных крестьян, имеют вид людей здоровых и мужественных.
Ростом лешие бывают с лес, а силу имеют необыкновенную.
Начальник леших называется «Честной леса», лесной царь; роста он огромного, на целую голову выше леса, над которым он владычествует, на руках и ногах у него закрюченные когти, похожие на собачьи; борода у него длинная сивая, носит он её в руках.
Некоторые видели лесного царя с белой, длинной бородой, как сидит он спокойно в лесу и громко посвистывает, иной раз он, при свете луны, плетёт лапти.
Могуч и страшен «Честной леса», и волю его слепо исполняют лешие, начальники отдельных частей леса. И царь лесной и подчинённые ему лешие, однако, не имеют власти за пределами своего леса.
Полагают также, что леший имеет вид человека с белыми выпуклыми глазами; выражение лица у лешего такое, какое бывает у сильно испуганного человека, когда он, по народному выражению, «таращит свои бельмы».
А то лесовик является людям в виде обыкновенного седенького старичка, в белой одежде; его можно узнать по тому, как он быстро растёт, удаляясь от человека, и делается огромным великаном.
Леший — оборотень: существенная его черта — что он изменяется в росте и принимает различные образы: в лесу леший идёт — он с лесом равен, на лугу или в поле идёт — он с травой и былинкой равен. А иногда он прячется под былинку, цветок или листок дерева; в лесу леший прячется в дупло и под корнями вывороченных бурей деревьев; вообще леший применяется к среде, его окружающей: является леший и старичком, и красной девушкой, и красивым мужчиной, и зверем, и птичкой, и увлекает путников за собой в непроходимую чащу леса, из которой трудно выбраться.
Он гогочет, кричит диким голосом, хлопает кнутом; иногда, не показываясь из чащи, зовёт прохожего по имени знакомым голосом; прохожий свертывает с дороги и идет на голос, который удаляется всё дальше и дальше в глубь леса, пока не заведёт его в глушь-чащу непроходимую.
По народному мнению, есть такие проклятые места, где непременно человек блудит.
Иногда трудно бывает отойти от вывороти[1], от срубленного дерева. Ходишь, ходишь и всё возращаешься на проклятое место: к какой-нибудь кочке или вывороти, излюбленному местопребыванию или логову лешего. И места-то, кажется, всё знакомые — как тут заблудишься? Один крестьянин не мог отойти от вяза, пока не бросил срубленного им сука. «Видно, это дерево очень любил леший», решил он.
Что же следует предпринимать, когда заблудишься, когда обойдёт тебя леший, или ты сам попадёшь на его логово и, вообще, озелит тебя, одурманит нечистая сила?
А поступай так, как советуют старички и старушки.
Переодень что-нибудь из одежды вверх изнанкой, разуй левую ногу и обуй правую, поверни свою шапку на изнанку кверху или поверни её козырьком назад; прочти, если знаешь, воскресную молитву три раза; вспомни, что накануне Нового года варят свиную голову — этими средствами ты не дашь подшутить над собой лешему, который водит человека на самом краю леса и не даёт ему узнать, к какому он месту вышел подле селения. А сердится на тебя придирчивый леший за то, что случайно ты перешёл его любимую тропу. Впрочем, иногда лешие сбивают с пути тех, которые отправляются в лес, не благословясь, т. е. не помолясь Богу; они также уводят детей, оскорбивших мать и проклятых ею в полдень. Лесовые уносят по преимуществу мальчиков, лесовихи девочек. Женщин лешие уводят больше строптивых и плохо живущих с мужьями.
Что же делается со взрослыми и детьми, похищенными лесовыми и лесовихами?
Плененные лешим становятся невидимкою и странствуют с лешим. Лесовой кормит их губяшечкой или труташечкой, поит луговой водой.
А добрый лесовик кормит пленников баранками, орехами, пряниками, только даёт в меру, очень не балует. По мнению народа, что хозяин забудет или положит небрежно, то лесовой утащит — вот откуда у лесового берутся баранки и пряники, и пища человеческая. Пряники лесового, принесённые в обитаемое жилище, становятся труташками и листьями.
Лесовой водит свою жертву не только лесами и полями, но по городам и селениям, по местам хорошо известным заблудившемуся. Драматизм положения сбившихся с дороги и водимых лешим заключается в том, что они бывают близко около родных, видят их лица, слышат их разговоры, бывают свидетелями бессильной скорби; заблудившиеся сами проливают незримые слёзы и ноги у них подкашиваются от сердечного горя. А между тем лесовой не позволяет несчастным открыться родне, высказаться, хоть словечко промолвить, а разве только, и то в добрую минуту, пройти около родных, и «тирнуться краем одежды».
Жизнь похищенного лесовым — созерцательная. Кормит лесовой не часто, но зато делает невидимку свидетелем различных житейсвих сцен-положений, и при виде всего этого, в поучение заблудившемуся, лесовой делает свои выводы и поучения. Понятия у лесового такие, как у степенного домовитого мужика. Вот некоторые взгляды из этого домостроя.
По мнению лесового, после ужина следует молиться; ложиться спать надо, перекрестясь, и детей на ночь надо перекрестить; следует быть аккуратным и чистоплотным и хозяину, и хозяйке. Муку для хлеба надо просевать, с хлебом рекомендуется обходиться бережно и с особым почтением: утворяя хлеб, не мешает процедить воду; хлеб следует класть на столе — отнюдь не на лавке. Рекомендуется в закромах накрывать зерно покрышкой, чтобы оно не запылилось. Если пища изготовлена вкусно и опрятно, лесовой, пожалуй, отведает ее, от плохой пищи он отвернётся, скривит свою морду — и уйдёт.
Натура лесовика широкая и весёлая, русская. Ему нравится весёлый разгул ярмарки: где лесовой пройдет, там живее торг идет, купцы наперебой сбывают товары, от задора дерутся даже — ради шутки лесовой сводит их на драку.
Лесовой иногда принимает близкое и непосредственное участие в скорбях человека — он убаюкивает больного ребенка, чтобы успокоить бодрствующую над ним мать и дать ей приотдохнуть. Лесовой предвидит будущее, и наперед судьба человека ему известна; иной раз он является в роли предсказателя.
Долго, долго водит лесовой; иногда лет семь. И если он увёл вследствие проклятия, то тогда только возвращает ребёнка родителям, как окончится срок проклятия и при известных характерных обстоятельствах. Раз в полдень мать прокляла дочь; через это проклятие дочь её сделалась невидимкой и семь лет странствовала с лешим. Мать, между тем, усердно молилась Богу о возвращении дочери и клала относы[2]) лесовым. Родители уже совсем потеряли надежду найти дочь. Раз они были в кабаке. Отец предлагал матери выпить стакан водки, а она всё отказывалась и с сердца выплеснула водку через плечо — прямо в глаза своей дочери, которая невидимо была в кабаке и тёрлась вместе с лешим подле своих родителей. Тотчас же дочь перестала быть невидимкой и появилась пред глазами удивленных и обрадованных родителей.
Возвращению лесовыми уведенных ими жертв способствуют относы. Относы кладутся на перекрестках дорог, где собираются лешие. Относом может служить кусок сала, горшок с кашей, хлеб с солью, а то бабы напекут блинов или пирогов, завернут эту снедь с солью в чистую тряпочку, перевяжут красной ниточкой, отнесут всё это в лес и положат на перекрестке лесных дорог. Бабы, предлагая гостинец лесному царю, кланяются на все четыре стороны, не крестясь, и говорят: «Честной леса, просим тебя: нашу хлеб-соль прими, а нашего родного возврати». Верят, что после этого относа лешие перестают водить заблудившегося. По мнению крестьян села Данилович, Ельнинского уезда, освобождаются дети, уведенные лешим, от дьявольского пленения, если не вкусят дьявольской пищи. Когда за унесенного младенца служат молебны, то бесы мучат его щиплют, «щекотят», всячески тиранят и кормят углями и землёй.
Унесённые лешими дети, после возвращения, с трудом привыкают говорить и дичатся общества. Лешие сами выносят их и бросают на то место, откуда взяли. Придя в сознание, дети рассказывают, что, во время пения молебнов, они были или в лесу на деревьях, или в селении на крыше избы своего родственника. Возвращаются от лесового уведённые им жертвы бледные, худые, с лицом, поросшим мохом, в одежде, напоминающей «трипятиння или перяпир березы». Если блудившие хворают какими-либо болезнями от голода, утомления или страха, то родные для их выздоровления кладут относы в том лесу, где они блудили. Часто пребывание у лесового кладёт особенный отпечаток: бывшие у него отличаются особенною сосредоточенностью и серьёзностью, и с важностью передают то, что видели и слышали. Многие, наслышавшись от лесового всякой премудрости, становятся знахарями и знахарками и поддерживают сношения с лесовыми, домовыми и всякой нечистою силой. Девушки, жившие у лесовихи, называются лесными девками; по выходе замуж, они теряют свое знание и связь с миром сверхъестественным.
Лесовые запрещают вернувшимся от них рассказывать кое-что: например, о своей наружности, о своём житье-бытье. В этом отношении их рассказы напоминают видения обмиравших. И обмиравшие, и водимые лесовиками, рассказав многое, при этом прибавляют: «одно слово мне не приказано говорить». Любопытство сильно подстрекается умолчанием.
«Ну, скажи, скажи!»
— «Умру, не скажу. Ни за что в свете не скажу».
Как обмиравшие, так и уведённые лесовыми получают иногда предсказания относительно своей судьбы и судьбы близких. Пропадавший дровосек рассказывал подробно, как его незнакомый старик завёл в непроходимый лес и всё это время водил по лесу, показывал ему два колодца: в одном были всё змеи, а в другом вместо воды кровь; предсказал, что он будет служить в солдатах, а сегодняшнюю ночь привел его опять к тому дереву, где был воткнут топор. На вопрос, чем он питался всё это время, крестьянин отвечал, что старик кормил его хлебом, который ещё и теперь лежит у него за пазухой; но когда стал вынимать его, тотчас вместо хлеба оказались гнилушки и мох. Через десять лет крестьянин умер, а жена его и двое детей живы и теперь.
Сверхъестественные знания и богатство получают от лесового те, кто окажет какую-либо услугу его детям, прикроет их, найдя в лесу нагими. Всем присуще верование, что у лесовых есть дети, а некоторые видели их: лежат они, голенькие, в люльках, привешенных к ветвям ели или сосны. Если увидишь такого ребёнка, нужно что-нибудь с себя снять, покрыть ребенка и нести. Явится женщина, которая будет убиваться, упрашивать отдать ей ребенка, обещая за него исполнения какого угодно, но только одного желания. Сейчас вам и расскажут пример, что, действительно, такой человек разбогател, благодаря ребёнку, найденному в лесу, а такой получил чудесное знание или сделался знахарем. В Ельнинском уезде, Смоленской губернии, Арнищевской волости, деревни Блашевицах есть такое поверье: кто увидит лесовиху во время родов, тот должен что-нибудь набросить, не крестясь и не читая молитвы, на её родившегося ребенка и тотчас же уйти. Лесовиха пойдёт за этим человеком и всё будет спрашивать, что ему нужно: денег или хорошей жизни. Кто попросит у неё денег, то она сейчас же насыплет ему целый приполок денег, которые, при выходе из леса, обращаются в уголья. Но кто будет говорить, что ему ничего не нужно, тот всю жизнь будет пользоваться успехом во всех своих делах. Поэтому народ говорит про того, кто живет в довольстве, что, верно, он видел лесовиху во время родов. Только счастливый человек может видеть лесовика и лесовиху одетыми в хорошую одежду; если кто увидит лесовика в дурной одежде, не будет счастья. Мужчины, увидев лешевиху и услышав её голос, начинают скучать и худеют.
Приспанные дети, по мнению народа, не умирают, а их уносит лесовой и кладёт вместо унесённого ребёнка чурбан или труп. Считается почему-то грехом колыхать пустую люльку — убаюкивать чёрта. Говорят также: не тряси коленом — не потешай чёрта.
Следует избегать в лесу лешего и его кнута. Следы кнута лешего остаются на траве и на грибах. За следы принимаются бороздки на поверхности грибов, оставленные слизнями. Поэтому, маленьких детей, посылая за грибами, очень часто научают не брать грибов с трещинами и не ругаться, чтобы не случилось какого несчастья. Нехорошо также ступить на волчий след. Волки, как и прочие звери собачьей породы, при встрече друг с другом, расшаркиваются и, исполняя этот долг вежливости, сдирают с почвы листья, оставляя при этом приметный след на земле. Говорят: кто ступит на такой след — заболеет. Так про заболевшего обыкновенно и говорят: он вступил в «звериный скраб». Звериным скрабом называется особая болезнь: по телу появляются волдыри «кургонья»; больной испытывает нестерпимый зуд.
Кто перейдёт след лешего, — или блудит, или заболевает ломотою. Нехорошо в лесу говорить громко и браниться: лесовой этого не любит. Раз мальчик ведёт на ночлег лошадей и разговаривает громко, к нему подходит какой-то почтенный старик (верно лесовой) и строго замечает мальчику, что он не у себя дома, чтобы он вёл себя потише.
Старый охотник Марко приказывает своим детям входить в лес с следующим присловьем: «лес клястнэй, хозяин частнэй! Господи, Боже, благослови в лес войти и с лесу выйдить».
Лесовой сердит и иногда не проч бывает подраться. Один крестьянин, блуждая по лесу, увидел около огня странного человека, которого он принял за лесовика, лесовик оказался вспыльчивым и придирчивым, так что у встретившихся завязалась драка. Незнакомец так ударил крестьянина по щеке, что тот приехал домой со знаком и от испуга через неделю умер. Но лесовой редко вступает в открытую драку, а больше карает прогневавших его посетителей леса разными болезнями, ломотами, горячкою или таким помрачением ума, от которого человек блуждает в знакомом месте. Для избавления от всех этих бедствий, надо молиться лесовым и класть им относы.
К лесовому же обращаются с просьбой вернуть заблудившийся в лесу скот. Хозяин утраченного животного кладет на перекрестке десять яиц, кусок сала, ковригу хлеба и становится к относу задом; знахарь очерчивает его и заклинает духов разными голосами; после чего хозяин, не оборачивая головы, возвращается назад домой. А весной, во время первого выгона лошадей в поле — на ночлег, — крестьяне молятся лесному царю о сохранении лошадей от зверя и всякого случая: «Лес честной, царь богатый и многомилостивый! Спаси моих лошадок в поле, за полями, в лесу, за лесами, где они ходят, гуляют, росу выпивают, — тем они сыты пребывают. Вот тебе, лес честной, хлеб соль и низкий поклон».
Леший, иди Честной Леса, — хозяин над всеми зверями, а над волками по преимуществу. Волки — любимые звери лешего. В народных рассказах упоминается сивенький старичок, с предлинной бородой, пасущий волков. Этот старичок посылает волков на скот и для единоборства с собаками; старичку неприятно, если собаки справляются с волками: старик вступается за своих «собачек» и убивает их противников волшебным прутиком.
В стаде волков, пасомых старичком, есть белый, как снег, волк. В некоторых рассказах волками предводительствует белый волк — это лесовой, принявший волчиный вид.
По народному мнению, чтобы волки не нападали, при встрече с волчиным стадом, надо обратиться к волкам с речью, называя их молодцами: «Здрастуйтя, мыладцы! идитя вы, мыладцы, сваей дарогый, а я пайду сваей!» Волки тогда посторонятся и пойдут, куда им нужно.
В Духовщинском уезде полагают, что у волков есть свой хозяин — царь, белый волк; по другому поверью, лесовой принимает вид белого волка. Если этот волк бросается на человека, то и все волки на него бросаются и наоборот. При встрече со стадом волков, нужно поклониться до земли белому волку, и волки не сделают никакого вреда. Одному крестьянину пришлось поздно ехать по лесу; вдруг он видит огонек; подъезжает ближе — видит вокруг огня целое стадо волков, а над ними — хозяин лесовой. «Оставайся, мужичок, у нас ночевать, сказал лесовой, всё будет цело и сохранно». — Мужичок поблагодарил на ласковом слове. Он знал, что перечить хуже.
Мужику дали место у огня, а лошадям сена и соломы.
Утром мужичок стал предлагать плату за ночлег.
«Мне ничего не надо, возразил лесовик: — а вот моим волкам дай, что у тебя дома есть и чего тебе не жалко».
Мужичок думал: «деревня моя далеко, и притом как же волки могут из хлева утащить корову — ведь теперь не лето: коровы не в поле». Через несколько дней приезжает мужичок домой.
— Ну, что у вас всё благополучно? — спрашивает у домашних.
— Всё-то всё! да вот на другой день, как ты уехал, погнали на водопой коров, и нашу лучшую корову разорвали волки — никак отбить не могли…
Молятся о сохранении стад не одному «Честному леса», но и св. Егорию, а также и царю — белому или серому волку.