Нечистая сила в народных верованиях
(По данным Смоленской губернии)
Живая старина. — 1908. Т. XVII. Вып. 1.
Русалки
Русалки — молодые, красивые женщины, с длинными до пят косами; живут они в лесах, болотах, но главное пребывание русалок в речке, в каком нибудь глубоком омуте. На берег русалки выходят редко, а если и вылезают, то далеко от воды не отходят; они заманивают к себе проходящих мимо мужчин, которых больше всего прельщают красотой и стараются защекотать. От нечего делать русалки подшучивают над рыбаками, скручивают их сети, вытаскивают норота на берег, в неводах выворачивают матню.
Русалки — души утопленниц, мертворождённых, или же детей, умирающих некрещеными. До Духова дня они живут в водах; на Духов день русалки выходят из своих жилищ и плещутся на поверхности воды. Тогда русалки могут заходить и далеко от места своего обитания, в леса и рощи.
Цепляясь волосами за сучья и стволы, если эти деревья согнуты бурею, они качаются как на качелях, с криком: «рели́, рели́!» или: «гутыньки́, гу́тыньки!»
Заходят русалки в поля и луга, заманивая прохожих поближе к воде, чтобы потом их утопить или защекотать до смерти. Во всякое место могут зайти русалки. Остерегаются купаться на Духов и Троицын день.
На Кривой неделе опасно ехать одному чрез засеянное рожью поле: русалки могут напасть и замучить.
Русалок не трудно узнать издали: они походят на женщин с длинными распущенными волосами.
Чтобы избавиться от них во время нападения, нужно начертить на земле крест, который обвести кругом чертою; в этом кругу и стать. Русалки тогда не подступятся; походят, походят около черты, а потом и спрячутся.
В одной из духовских песен девушки просят бабушку очертить их волшебным кругом и обсыпать овсом и хмелем:
А ты, бабушка Куприяноўна,
Ты ж обчарти нас залатым нажом,
Ты ж абсей нас ярым аўсом
(с. Черепово Рославльского уезда).
Абсейка нас ярым хмелем,
Абчарти нас залатым ножом!
(С. Скотинино Смоленского уезда).
Бабка обводит чертою девушек, находящихся в кругу, со словами:
«Хто ў чарте — то наши.
За чартою—то ни наши!»
Русалки, по народному представлению, существа жалкие, нуждающиеся в пище и одежде:
На кривой бярёзи
Русалка сядзела,
Рубацёнки прасила:
— «Дзеўки-маладухи,
Стойця, рубашку дайця:
Хуш худу-худеньку,
Дак бялу-бяленьку.»
Существует поверье, что на Духовской неделе ходят по лесу нагие женщины и дети; при встрече с ними нужно непременно набросить на них платок или хоть какую нибудь тряпочку. Если же ничего с собою нет, то нужно хотя оторвать рукав от платья и кинуть русалкам — в противном случае угрожает неизбежная смерть. В подтверждение последнего рассказывают, что один мужик, встретив в лесу нагих детей, хотел убить их, но чуть поднял руку, как его скорчило, и он умер на месте.
Поверье относительно русалочьих детей, нагих, жалких, стонущих, весьма распространено. Крестьянка с. Данькова Февла Марковна мне передавала следующее:
«Я ехала через лес со своим отцом; проезжая мимо одной большой ели, мы услышали жалкий стон, точно маленькие дети рыдали. Отец шепнул мне на ухо: — „Это русалочьи дети плачут!“ — Мы прикрыли место около елки платочком, и плач стих».
Русалки принимают участие вместе с девушками в гаданиях на Духов и Троицын день. Девушки сплетают себе венки из живительных и чародейственных трав: буковицы, полыни, любистика, черемухи и березы. На Духов день после обеда девушки с песнями и плясками завивают венки. Они несут в лес разные кушанья, между которыми непременно должна быть яичница. Венок остается завитым целую неделю, в продолжении которой к нему не подходят из боязни, чтобы русалки, качающиеся не защекотали дерзкого; если кому-либо встретится крайность непременно идти неподалеку — отнюдь не должен видеть то место, где этот венок находится.
По окончании Русальной недели, в первое воскресенье после Духова дня, русалки оставляют венок; пора их наслаждений кончилась, и девки уж без страха отправляются развивать его и раскумливаться. А до этого —
Хто вянок разаўеть,
Таго у крюк сагнеть;
Акалеить батька,
Аслепнить матка.
На заговины девушки бросают венки в воду и загадывают о женихах. Девушка, венок которой тонет, по народному поверью, должна умереть; по другому поверью, печальная участь постигает её жениха:
«А ўси вянки паверьх вады,
А мой патанул;
А ўси дружки с вайны пришли,
А майго дружка нет!»
В селе Прыщах Рославльского уезда девушки старались затянуть в воду мужчину и выкупать его, если тот случайно приходил к воде, к месту девичьего гадания. Обычай этот, возникший как бы в подражание русалкам, давно уже прекратился.
«Раз мы, передавала одна женщина, покупали писаря и подмочили у него за пазухой какую-то бумагу. Писарь нас затягал по судам, и мы бросили с тех пор купать мужчин.»
На Семик крестьяне поминают утопленников, удавленников, вообще людей, скончавшихся скоропостижно. Прежде и «провод» таким умершим отпевали только в этот день.
Мыть белье на речке в Семик не принято в угоду залившемуся, потому что, если не из близких, так из дальних родственников кто-нибудь был утопленником.
По мнению крестьян Ельнинского уезда, русалки произошли от приспанных детей «присыпушей», вместо которых лесовые кладут чурбаны.
Одна крестьянка приспала нескольких своих детей и, чтобы не приспать последнюю дочь, не ложилась с нею спать даже тогда, когда та стала взрослою девушкою. Наконец, дочь, будучи уже замужем, приехала в гости к своей матери, которая ей говорит:
«Дачушка, ни разу я с тобою не спала; ляжем теперь поспать вместе.»
Дочь согласилась; в ту же ночь мать ее и приспала. После похорон мать была безутешна; раз пошла она в поле и слышит там голос: «пойди на Благовещенье в церковь и, когда запоют херувимскую песнь, стань в притворе у дверей; в это время будут выходить всё черти; между ними будет идти и твоя дочь. Ты пропусти всех чертей мимо, а дочь свою хватай и держи до тех пор, пока выйдет священник и начнет ее отчитывать!» Мать сделала так и привела свою дочь невредимою.
По крестьянскому поверью, во время обедни «черти-присыпальнички» находятся в церкви по левую сторону алтаря. Когда священник, при пении херувимской песни, отворяет царские врата, черти испытывают страшное мучение и спешат удалиться из храма, и, чтобы между присутствующими во храме не спрятался чёрт, они должны в это время стать на колени. Иногда и в пропаже скотины бывают виноваты русалки. Погадают деды и скажут, что для того, чтобы отыскать пропавшую скотину, нужно положить относ русалкам. Относ этот делается так:
Сплети лапти, сидя в лесу на пне; разорви новую женскую рубаху и сделай из неё онучи, и, вместе с хлебом и солью, всё это заверни в чистую тряпку, перевяжи красной лентой и отнеси на перекресток в лес. Там, положивши всё это на какое нибудь дерево, поклонись до земли, не крестясь, на всё четыре стороны и говори:
«Прошу вас, русалки,
Мой дар примите,
А скотинку возвратите!»
Крестьяне уверены, что пропавшая скотина возвращается только благодаря подобным относам.
По народному мнению, русалку можно поймать и привести домой. Вот одна легенда: “Мой прадед, рассказывает крестьянин, пошел однажды на Русальной неделе в лес лыки драть; на него там напали русалки, а он быстро начертал крест и стал на этот крест. После этого всё русалки отступили от него, толька одна всё еще приставала. Прадед мой схватил русалку за руку и втащил в круг, поскорее набросив на нее крест, висевший у него на шее. Тогда русалка покорилась ему; после этого он привел ее домой.
Жила русалка у прадеда моего целый год, охотно исполняла всё женские работы; а как пришла следующая Русальная неделя, то русалка снова убежала в лес. Пойманные русалки, говорят, едят мало — больше питаются паром и скоро бесследно исчезают из человеческого жилища.
Русальная неделя почитается крестьянами как праздник: во время этой недели крестьяне работают по утрам, а с полдня совсем ничего не делают. Всю неделю стараются избегать следующих работ: не пашут, не сеют, не вьют веревок, не вяжут борон, не прядут, не городят изгородей. По поверию крестьян, кто будет пахать в эту неделю, у того скот будет падать; кто будет сеять, у того градом побьет хлеб; кто будет прясть шерсть, у того овцы будут кружиться; кто будет городить изгородь, вить веревки, вязать бороны, тот зачахнет, и согнет того в дугу.
Дети лиц, нарушивших Русальную или Кривую неделю, родятся уродами; приплод скота у этих хозяев бывает ненормальный. Мальчики работали на русальной неделе; вдруг пришла русалка и защекотала их до смерти. На Русальной неделе не пускают детей бродить около воды.