Описание древнего славянского языческого баснословия
- Алане,
- БУГ, река.
- БЕЛБОГ, или БЕЛЫЙ БОГ.
- ВОЛОС или ВЕЛЕС.
- ВОЛОТЫ.
- ВОЛХВ или ВОЛХОВЕЦ.
- ГАДАНИЯ.
- ДАШУБА или ДАЖБОГ.
- ДИДИЛИЯ.
- ДИД или ДИДО.
- ДОГОДА.
- ДОМОВЫЕ.
- ДОН.
- ДЕТИНЕЦ.
- ЗИМЦЕРЛА.
- ЗМЕИ.
- ЗНИЧ.
- ЗОЛОТАЯ БАБА.
- ЗЕВАНА или ЗЕВОНИЯ.
- КИКИМОРА.
- КОЛЯДА.
- КОРША или ХОРС.
- ЛАДА или ЛАДО.
- ЛЕДА.
- ЛЕЛЯ или ЛЕЛЬО.
- ЛЕШИЕ.
- МАКОШ, или МОКОШ, либо МОКОСЛ.
- МАРЦАНА.
- НИЯ.
- ПЕРУН.
- ПОЗВИЗД или ПОХВИСТ.
- ПОЛЕЛЯ.
- ПОЛКАН.
- ПРОВЕ или ПРОНО.
- РАДЕГАСТ.
- РОЩИ.
- РУСАЛКИ.
- СВЕДОВИТ, СВЯТОВИД и также СВЯТОВИЧ.
- СИВА или СИБА.
- СИЛЬНЫЙ БОГ, или КРЕПКИЙ БОГ.
- СИМАЕРГЛА или СЕМАРГЛ.
- СТРИБА или СТРИБОВ.
- СТУДЕНЕЦ.
- СЕВА.
- ТРИГЛАВА или ТРИГЛА.
- ТРИЗНА.
- ТУР.
- УСЛАД или ОСЛАД.
- ЦАРЬ МОРСКИЙ.
- ЧЕРНОБОГ или ЧОРНЫЙ БОГ.
- ЧУДО МОРСКОЕ.
- ЧУР.
- ЯГАЯ БАБА.
Суеверство и многобожие древних Славян столь же было пространно, сколько у Греков и Римлян: и еслиб древний наш век изобиловал прилежными писателями, то бы мы ныне увидели такоеж множество книг, как и у них, о Славенских божествах, празднествах, обрядах, пророчествах, гаданиях, предзнаменованиях и о прочих их произшествиях.
Впрочем мы еще не совсем лишены об оном сведения: вникнем только прилежнее в дела до сего касающияся, то найдем еще в повествованиях внешних и домашних писателей, в простонародных скасках, песнях, играх и обыкновениях довольныя того остатки, и не вовсе истребленную память.
Увидим разного рода и качества Богов и Богинь, добрых и злых, благодетельствующих и губящих, увеселяющих и ужасающих; усмотрим их празднества, прорицания, обряды и роды; найдем воды обоженныя, гады обоготворенныя, леса освященныя и разныя закона их действия и произхождения.
Начнем прежде о роде их Божеств. Сколько тогдашние наши праотцы в глубине неведения и во тме язычества погружены ни были, при всем том еще сохраняли врожденное в их души познание о величестве неисповедимаго Творца вселенныя, и признавали его властителем всего мира. Но мало-осиянные правоверием их умы мечтали, что сей всемирный создатель оставил над землею низшим Богам надзирание; и от сея то заразы впали они в глубокий мрак идолопочитания…
Алане,
древний славенский народ. Оный не имел ни храмов, ни жрецов, ниже Богов; но выняв саблю из ножен, и воткнув ее в землю, покланялся ей, яко богу Арею, которого почитал всех тех мест правителем, в коих имел войну. Некоторые из оного народа предсказывали будущее, по складываний и разбираний в определенное время прутиков, с наговариваниями и торжественными обрядами. Повествуют о сих людях много чудесного и чрезъестественного; но я оного не внес сюда, усмотря оное весьма неимоверным.
БУГ, река.
Сия река, по повествованию Господина Ломоносова, была обоготворяема от славенских Язычников. К священной её воде, и другим ей подобным, приходили со трепетом, черпали воду с постоянным лицем; боялись в нее плюнуть, или инако каким либо образом ничево не стоящим ее осквернить.
БЕЛБОГ, или БЕЛЫЙ БОГ.
Божество Славян Варяжских и Ахронских. Некоторые назвали его Бельцебубом; но однако сие неправильно. Кровавой его образ покрывался множеством мух; и как видно, то мухи означали его питателем тварей. Сего почитали они добрым Богом, так как Чернобога злым; жертвовали ему и подобным оному веселием, играми и радостными пированиями. Надобно догадываться, что он был тоже у Славян, что значил Зороастров Оромас.
ВОЛОС или ВЕЛЕС.
Славенский Бог, покровительствующий и начальствующий над скотами. Его считали на втором степени по Перуне. Имел божницу в Киеве, и по многим городам Славенским.
ВОЛОТЫ.
Сии страшилища то же значили у Славян, что у Греков Гиганты, и получали жертвы.
ВОЛХВ или ВОЛХОВЕЦ.
Сын князя Славена, создавшого город Славенск. Древние наши писатели придавали ему знание чародейства и силу волхвования. Новгородский летописец объявляет об нем, что он на берегу реки, именем Мутной, прозванной по нем Волховым, построил городок, и разбойничал по сей реке превращаяся в Крокодила, и производя многие чудесные действия силою своего волхвования. По чему сочли его некоторые тогдашние Язычники Богом; но на конец, повествует тот же летописец, задавили ево черти. Почитатели его погребли оного на берегу Волхова, отправили ему великолепную Тризну, а над могилой ево, по тогдашнему обычаю, насыпали бугор, которой по том провалился, и ямины тоя и поднесь, сказывают, видны еще остатки.
ГАДАНИЯ.
У Славян их премножество в употреблении находилось, из которых упомяну я о тех, которые мне показались достойнейшими примечания. Перьвое гадательство у них было, метание в верьх деревянных кружков, с одной стороны белых, а с другой черных. Когда брошенные кружки ложились белою стороною в верьх, то знаменовало сие доброе предвозвещание, когда же упадали белым в низ, а на верьх чорным, то предзнаменовало худое дел следствие; а когдаж оные ложились розно, то есть, один кружок белою, а другой чорною стороною, то оное означало посредственное счастие. Другое Гадание производилось конем Святовидовым, о чем ниже объявлено. Третие Гадание происходило из оборотов летающих птиц; четвертое заключалось из крика животных, и из встречи оных; пятое выводили из движения пламени и дыма; шестое узнавали по течению воды, и по разным видам струй её и пены; седьмое располагали по складке и разбору ивовых прутиков, как о том уже выше упомянуто; и множество других находились в употреблении у суеверных оных народов.
ДАШУБА или ДАЖБОГ.
Славенский Бог, почитавшейся в Киеве, и имевшей там храм. По догадке, имя его означает оного Богом подателем благ, от коего ожидали себе молебщики счастия: по чему чаятельно можно почесть его Богом богатств.
ДИДИЛИЯ.
Под сим названием обожалася у некоторых Славян Илиффия, которую молили неплодородные женщины о плодородии детей. Некоторые почитают ее за Ладу; однакож сие не правильно, что её и должность доказывает.
ДИД или ДИДО.
Киевский Божок; думать надобно, что и он, так как Леля, почитался сыном Ладиным, и значил то же у Славян, что означает у Греков Антерот, по тому что в некоторой старинной песне есть и пример означающей свойство брата его Леля, и его таким образом: ДИДО Калина, Леля малина; хотя в испорченных песнях и поют: Лелю калина, ладо малина.
ДОГОДА.
Славенский зефир, которого признавали Богом производителем тихого и приятного ветра, и ясной погоды.
ДОМОВЫЕ.
Сии мечтательные полубоги у Древних называлися Гениями, у Славян Защитителями мест и домов; а у нынешних суеверных простаков почитаются домашними чертями.
ДОН.
Сия река равномерно была обожаема от древних Славян, и получала от них поклонение и жертвы.
ДЕТИНЕЦ.
Так назывался Новгород по раззорении перьвой раз Славенска. Имя сие получил он, как повествует о том некоторый новгородский летописец, от ниже описанного приключения: когда сей толь славный в древности город намерялись Славяне по раззорений перьвоначального Славенска заложить тогда их народоначальники собравшися делали совет, на чем оный основать, и какое дать ему название. В то время некто из старейшин предложил собранию, чтоб на утрие, при восходе солнечном, выслать на путь нарочно избранных, и кто им перьвой во стречу попадется, тот будет служить и основанием и именем городу. Совет сей собрание подтвердило, и определило по оному исполнить. И так принесши жертву и обеты Богам, отправили совершителей сего намерения. Оные возвратясь на другой день к собранному градоначальству, представили пред него мальчика, которого они первее всего встретили. Народоначальники, по древнему своему языческому обыкновению, приказали его положить началом основания городского; а город наименовали от него Детинцем, ибо в старину детина назывался детинцем, которое имя и ныне по некоторым местам употребляют.
ЗИМЦЕРЛА.
Богиня Киевская; какие ей качества приписывались, о том ничево неизвестно; разве изломанное её название произвесть от имени зима и глогола стерть, так назовется она Зимстерлою, и будет походить на Аврору, или Флору, Богиню цветов.
ЗМЕИ.
Сим пресмыкающимся придавали иные Славяне чин и честь Пенатов, или домашних Богов: жертвовали им молоком и яицами; не дозволяли им наносить никакого вреда; а в противном случае наказывали жестоко, а не редко и жизни лишали преступников запрещения.
ЗНИЧ.
Священный неугасимый огнь. По многим городам имели Славяне его храмы; жертвовали ему частию из полученных у неприятеля корыстей, и плененными христианами. В болезнях тяжких имели к нему прибежище; а корыстолюбивые его жрецы обманывали народ, сказывая ответы болящим, о которых уверяли, что получали их вдохновением сего божества.
ЗОЛОТАЯ БАБА.
Богиня некоторых Славян. Надобно думать, что она считалась у них матерью Богов, так как у Еллинов Исида. Храм её стоял при реке Обиго; в руках она держала младенца, коего называли её внукою. Истукан её окружали многие музыкальные орудия, от которых происходил великой шум во храме. В стране той почиталася она Пророчицею, и давала ответы (непременно устами хитрых жрецов). Никто не осмеливался пройти мимо ее без принесения ей какой либо жертвы; а естьли ничего не имел, то вырвав из платья своего волос, подносил ей оный кланяяся ей в землю, и тем тщился ее умилостивить.
ЗЕВАНА или ЗЕВОНИЯ.
Богиня славенская. Под сим наименованием почиталась у некоторых Славян Артемида, коей молились о счастливых звероловительствах. Имя её кажется происходит от Зевса, которое ей наложено, как его дочере.
КИКИМОРА.
Ночное славенское божество. Качество его во всем уподоблялося Морфееву, которого Древние почитали Богом сонных мечтаний. Славенской же Кикимора представлялся наипаче страшным привидением, или пугалилищем ночным.
КОЛЯДА.
Сего Киевского Бога признают некоторые Богом мира, так как Римляне своего Яна. В Киеве праздник его совершался двадцать четвертого декабря в играх, веселиях, и пированиях, чему и доныне по некоторым деревням остатки находятся в играх плясках и песнях, в которых имя его припевают.
КОРША или ХОРС.
Хотя неведомо, какую силу и действия приписывали ему наши Праотцы, но в прочем по имени его можно, кажется признать онова Эскулапием, или Богом болезней, что доказывает его и название, происходящее от слова корчить.
КУПАЛО.
Киевский Бог плодов, третий по Перуне. В начале жатвы приносили ему Киевляне жертву, в день праздника его, бывшого двадцать четвертого июня. Юноши и девицы собиралися в венках и препоясаниях некоея травы, либо цветов; и расклавши огонь бралися за руки и вкруг онова плясали, перескакивая через него и припевая в песнях своих по часту имя Купалово. Празднества сего и по ныне в некоторых играх осталися следы.
ЛАДА или ЛАДО.
Славная Богиня Киевская, подобящаяся во всем Венере. Славяне признавали ее Богинею браков и веселия любовного. Каждые сочетавающиеся браком приносили ей жертву, надеяся оною снискать от нее счастливое себе супружество. Имя её происходит от глогола ладить. Имела себе великолепной храм в Киеве, и по другим славянороссийским городам.
ЛЕДА.
Под сим именем почитали некоторые Славяне Бога войны. Имя его произведено кажется, от слова лед, или леденеть.
ЛЕЛЯ или ЛЕЛЬО.
Сын Ладин, нежный божок воспаления любовного. Видно по всему, что он возбуждал любовь, так как брат его Дид отвращал, о чем уже и выше упомянуто; а в доказательство сего во всех старинных любовных песнях имена их положены по свойству оных, как и матери их Лады.
ЛЕШИЕ.
Сии мнимые пугалища почиталися у Славян лесными Богами, которых чин имели у прочих язычников Сатиры. Об них и по ныне в черни носится баснь, что они с верху до половины тела имеют стан человеческий, с козьими на голове рогами, ушами и бородою, а от пояса простираются у них козлиные ноги. Когда они ходят между травою, то умаляются в подобие оной; а когда бегают по лесам, тогда сравниваются высотою с оными, и кричат при том преужасно. Ходящих по лесу людей обходят кругом, чем затмевая у них память принуждают заблуждать до ночи, и после уносят их в свои жилища.
МАКОШ, или МОКОШ, либо МОКОСЛ.
Киевский бог, о котором я никакова не нашел известия.
МАРЦАНА.
Сие славенское божество почиталось от некоторых наших древних однородцев богинею жатвы, которые свойство имела у Еллинов Димитра.
НИЯ.
Сего Славяне признавали подземным Богом, коего место занимал у древних Плутон царь адский.
ПЕРУН.
Началнейший славенский Бог. Оного почитали тогда производителем всех небесных происшествий и действ: как то грома, молнии, облаков дождя и прочого; при том же нарицали его строителем громостреляния. Когда еще св. Князь Владимир был помрачен тьмою идолослужения, тогда воздвиг сему истукану в Киеве и других многих городах божницы, и протчим языческим божествам, что было в лето бытия мира 6488е. Последуя чему дядя его, именем Добрыня, поставленной от него в Новгороде наместником, сооружил тогда премножество кумирниц в своем округе, и принуждал силою находящихся между язычниками Христиан покланяться и жертвовать истуканам. В Киеве же храм Перунов стоял вне дворца княжеского, над Буричовым потоком, на высоком холме. Стан его был искусно вырезан из негниющого дерева, голову имел серебряную, усы и уши золотые, ноги железные, в руках держал камень наподобие пылающия молнии, придававшейся от древних Юпитеру, рубинами (то есть червчатыми яхонтами,) и Карбункулем, (или Лалом) украшенную. Священный огонь горел пред сим Кумиром непрестанно; и когда случалося оному по небрежению жреческому угасать, то сжигали оного жреца, как врага Божеского. В жертву приносили ему не токмо волов и пленников, но и единородных детей своих; и также имели иные обычай, обрив голову и бороду свою жертвовать ему своими волосами. Инде посвящали ему леса и рощи, в которых запрещалося рубить под казнию. Имя его Перун значит на древнем Славенском языке гром, которое ему дано как производителю оного. Напоследок, когда Св. Великий Князь Владимир приял Христианский закон, тогда приказал сего начального болвана привязать к конскому хвосту, и притом повелел двенатцати воинам бить его палками, и так вовлечь в Днепр, запретя притом даже до порогов не допущать его к берегу. Но за порогами извергнула его быстрина реки на подошву горы, которая от того прозвалася оного именем. Но когда по Владимирову же приказу, повествует тот же летописец, поступали равномерно и с Новгородским Перуном, тогда чорт, находившейся в оном, не возмогши стерпеть поругания, вскричал: горе мне впадшему в руки жестоких и коварных людей, которые вчера почитали меня как Бога, а теперь надо мною так ругаются: потом когда бросили идола сего с моста в воду, то поплыл он в верьх реки, и выбросил на мост палицу, вскричав при том преужасно: Вот что вам Новогорожане в память мою оставляю!
ПОЗВИЗД или ПОХВИСТ.
Славенский Эол, которого древние признавали Богом бурливых ветров; а у Киевлян почитался он Богом воздуха, ведра и ненастья; имел храм на поле в Киеве, и по другим Славенским городам.
ПОЛЕЛЯ.
Славенский Именей, сын ладин. Должность и свойство оного означает самое его имя: Полéля, то есть, следующей по Леле; ибо брак всегда следует за любовью. Он и его порода почиталися наидревнейшими Славенскими божествами; из чего ясно означается сила и преимущество природы. Несумненно по достоинству своему имел и он у себя не мало божниц в Славенских городах.
ПОЛКАН.
Сей есть Славенский Кентавр. В старинных наших скасках описывают его сверху до половины человеком, а от пояса в низ конем либо псом. Что также доказывает и господин Тредиаковский в примечаниях своих на Аргениду. Силу ему приписывали черезвычайную, и так же весьма прыткое бегание.
ПРОВЕ или ПРОНО.
Божество Вендских и Померанских Славян, живших при Варяжском море. Сей Бог у них считался на втором степене по Святовиде, начальном их Божестве; стоял на высоком дубе, около коего разставлено было до тысячи Идолов с двумя, с тремя лицами и более. Перед Проном же стоял Олтарь для приношения ему жертвы.
РАДЕГАСТ.
Идол сих же Варягов. Держал на груди щит с изображенною воловьею головою; в левой руке копье, на шлеме петуха с распростертыми крылами. Сей Бог почитался у них защитником города. Сему болвану и Прону приносили нередко в жертву Христиан плененных; при заклании оных прикушивал жрец их крови: от чего надеялися получать ему больше силы и действия к предсказанию. По скончании жертвоприношения начинался жертвенный пир с музыкою и плясанием.
РОЩИ.
Леса и рощи у Славян в некоторых местах были посвящены их Богам; а иные и совсем обоготворялись. Не позволялось в оных ловить ни птиц, ни зверей, ни также рубить дерев, под страхом потеряния за то живота.
РУСАЛКИ.
Славенския Нимфы. Их почитали богинями вод и лесов; может быть находился их не один род, так как у Греков. Славяне покланялися им и приносили жертвы. В простонародии и поныне носится об них таковая баснь, что будто видают их иногда при берегах озер и рек моющихся, и чешущих зеленые свои волосы; а иных качающихся на деревьях. Как видно то ето древних предрассуждений еще зараза.
СВЕДОВИТ, СВЯТОВИД и также СВЯТОВИЧ.
Бог Солнца и войны. Почитался и имел храм на острове Ругене, в Славенском городе Ахроне. Каждый год Ахронские жители, как мужи так и жены, приносили в храм подати по пенязю. Истукан Святовидов был преогромной величины, сотворен из дерева крепкого, о четырех лицах, наподобие фонаря, так что от всякия страны образ его видим был: Может быть ето значило четыре времени года. Идол сей был без бороды, с завитыми кудрями, по употреблению славян ругянских; в левой руке имеющ лук, а в правой рог из металла; на бедре висел у него превеликой меч в серебряных ножнах; в стороне висели седло и узда коня его величины чрезвычайной. Сей кумир стоял посреде каплицы, стоявшия на середине храма, завешен от всех сторон красными и великолепными завесами. Один только брадатый жрец, которой именем святовидовым давал народу ответы, в годовый день праздника входил в каплицу удерживая дыхание; а когда хотел отдохнуть, то выбегал к дверям Каплицы, и выставя голову дышал бояся осквернить Божество дыханием смертных. Сей священник наполнял кумиров рог вином, с долгими и торжественными обрядами, и так оставлял до другова года. Сему Святовиду посвящен был белый конь, у которого из гривы и из хвоста не позволялося ни единого выдернуть волоса, ниже сесть на него кроме жреца; ибо народ верил, что Святович ездил на нем побеждать их неприятелей. Во уверение чего предлагали, что когда оставляли лошадь сию в конюшне вычищенну и привязанну к яслям, то находили оную часто на утро вспотевшу и замаранну, так как будто бы кто ездил на ней в дальний путь. От путешествия сего предвещали счастливый и худой конец ратям своим. Во время приношения жертвы изъявляли Святовиду превеликое почитание. По скончании жатвы собирался весь народ пред его капище, для провождения великого праздника, для коего на жертву били множество скота, и притом для знатного идольского пирования за день перед праздником должен был сам жрец, прежде жертвоприношения и служения, чисто выместь в кумирнице. В следующий день празднества, перед собранием всего народа перед дверьми храма, взяв жрец из руки идольской рог с вином, коим он за год наполнен был, прорицал о плодородии года. Ибо ежели вина в роге не много убыло, то почиталось оное признаком плодородия; а в противном случае плодоносия не надеялись. По сем выливал священник вино из рога перед ногами Святовидовыми, и наполнял потом оный новым; пил за его здоровье, и просил, что бы людям и отечеству подал изобилие, богатство и победу над неприятелями. Выпивши же из рога вино наполнял его снова и вставливал идолу в руку. А для бранного гадательства втыкали стоймя перед храмом шесть копей подва вряд, одно подле другова на равном разстоянии, и ко всякой двойне привязывали копье поперег так высоко, как можно коню без прыганья перешагнуть. Потом жрец по прочтении долгих и торжественных молитв, взяв с великими обрядами коня за узду, переводил ево через три поперечные копья: и ежели конь переступал все три правою ногою без помешательства с левою, то почитали оное за доброе предзнаменование предприемлемые войны; а естьли же он переступая копья мешался, то признавали за худое предвозвещание. По сему конскому скаканию начиналася война, или отлагалась. По окончании жертвы, приносили великий круглый пирог зделанный из муста, (или меда и муки,) в средине коего мог уместиться человек. В оный вшедши жрец, спрашивал великим гласом предстоящих людей, видят ли его? все ответствуют нет. Тогда священник обратясь к идолу молил его, чтоб в предбудущий год хотя мало кто его увидяли. Посем блогословлял народ именем Святовидовым, увещавал его к прилежному жертвоприношению, за что в воздаяние обещевал победу на врогов по морю и по суху. После сего препровождался весь тот день в ядении и питии; и за стыд почитали, ежели кто тогда не напивался до пьяна. Иногда болвану сему приносили в жертву и плененных Христиан, коих посадя на коня во всей их збруе, привязывали лошадь ногами к четырем сваям, и под приставленные с обеих сторон костры дров положив огонь, сожигали живых коня и всадника. О сих несчастных сожженниках утверждал жрец, что Святовид кровию их весьма услаждается. Из всех полученных корыстей давалась Святовичу третья часть; кроме сего определяли еще ему для почести с его стороны на брань триста всадников, и оных всю добычу вручали его жрецу, которой полагал ее в Святовидово сокровище, откуда не позволялося уже ни малейшия вынять части. Потом в 350 году, Вагдемар Король Датский взявши Ахрон разрушил все храмы; а Святовидов Истукан приказал разсечь на части, и после сожечь.
СИВА или СИБА.
Но правильнее всего Сева, происходящее имя от глогола сеять. Сия была богиня славян варяжских. Изображалась ногою женою: волосы её висели позади до подколенок; в правой руке держала яблоко, а в левой гроздь. По сим приметам была она у Славян на месте Помоны, богини садов.
СИЛЬНЫЙ БОГ, или КРЕПКИЙ БОГ.
Так называли древние славяне некоторый истукан, которой имел Образ человеческий; в правой руке держал копьецо, в левой серебряный шар; а при ногах его лежали человеческая и львиная голова.
СИМАЕРГЛА или СЕМАРГЛ.
Божество Киевское, имевшее там божницу. Более об нем ничево не известно.
СТРИБА или СТРИБОВ.
И сей Бог имел у Киевлян капище; а что значил, о том нет известия.
СТУДЕНЕЦ.
Священное озеро, бывшее в густом лесу на острове Ругене, обоженное оного жителями. Оное весьма изобиловало рыбою, коея однако не дерзали ловить, из почтения к мнимой его святости. Подобно ему обожалися многие ключи, реки и озера: из рек славнейшими почиталися Дунай и Буг. Водам сим Славяне покланялися, приносили жертвы, торжественные их обряды отправляли купанием, а нередко и утоплением людей.
СЕВА.
Точное имя Сивы, ибо старинное мягкое произношение переменяло букву Е в И.
ТРИГЛАВА или ТРИГЛА.
Славянская Диана, получившая сие имя от треглавого своего истукана. Имела капище на полях Киевских, потому что власть её на полях простиралась.
ТРИЗНА.
По Российски значит поминовение усопших. О обрядах сего случая не нашел я известия.
ТУР.
Чин его и качество такими же признавалися от Киевлян, какие имел у Еллинов Прияп.
УСЛАД или ОСЛАД.
Божество Киевское. Имя его означает оное Богом пиршеств и роскоши; следственно качеством своим уподоблялся он греческому богу пиршеств.
ЦАРЬ МОРСКИЙ.
Сим именем назывался у славян Бог обладатель вод, которой у Римлян именовался Нептуном.
ЧЕРНОБОГ или ЧОРНЫЙ БОГ.
Сего признавали Славяне злым божеством, и приносили, и ему подобным, жертву кровавую и печальное моление, и также страшные заклятия. По сим изображениям сходствует он с Персидским Ариманием.
ЧУДО МОРСКОЕ.
Сие было подначально Царю Морскому. Некоторые уподобляют его Тритону, и приписывают ему оного должность. А у нас и поныне осталася об нем присловица: Чудо морское, страшилище людское: ни рак, ни рыба; морская гадина. Видно по сему что он в чудном виде представлялся.
ЧУР.
Славенский бог межей. Оного признавали начальником и хранителем полей и пашен. По сему сравнивается он с Римским богом Термином.
ЯГАЯ БАБА.
Сие страшилище описывает суеверие страшною, сухощавою и огромною бабою, на подобие остова, с костяными ногами, держащею в руке железную палицу, которою она действует понуждая катиться железную свою махину, в коей она разъежжает. По таковым приметам можно думать, что она у Славян имела должность Беллоны, или какой ужасной Адской богини.