Главная » Верования и мифология древних славян » О золотой Бабе Северной богине. Саларёв С. Г. 1815

📑 О золотой Бабе Северной богине. Саларёв С. Г. 1815

 

О золотой Бабе Северной богине.

Саларёв Сергей Гаврилович
“Вестник Европы”, № 10, 1815

 

Название бабы должно быть самое древнее, ибо у всех народов те слова, произносятся прежде других и с большею легкостью, которых звук можно выражать просто отверстием рта или сжатием губ, дети обыкновенно выговаривают все гласные и согласные губные буквы, из коих они составляют первые слоги; аб, ба, па и проч. Сии слоги образовали название отца и матери, которое с достоверностью можно почитать древнейшим. {Отец на Еврейском и Арабском назывался аб (Bibliot. Orient, par Herbelot pag. 1); на Сирийском и Ефиопском аба или анба (idem); на языке. Магов или древних Персов баб (idem. p. 145); на Турецком баба или папа (idem, р. 592); на Халдейском абба или авва и баб; на Антильском баба; на Готтентотском бо (Encyclopedie t. 1); на древнем Гренландском абба; Monde primit. par. Court, de Gébelin); на Караибском баба (idem. t. VIII, p. 509): на Греческом аппа, паппа, патер; на Латинском pater; на Русском звук сей также слышен в начале, уменьшительного слова: батюшка; дед, на простонародном Сирийском назывался баба или папа. (Bib. Orient, p. 148 ); на Арабском папа (idem. pag. 692); на Русском, и на всех Славянских наречиях мать отца или матери называется баба; мать на Черемисском аба (сочин. о Черемис. языке 1775 ст. 56), и проч.}.

В последствии времени некоторые из сих названий начали приниматься в метафорическом смысле, у Евреев и Арабов имя отца, (аб) значило также господин, владетеля, изобретателя {Biblioth. Orient, pag. 1.}; у Персов название отца (бабь) значило: источник, воду, все то, откуда что нибудь проистекает {Idem.}: у Сириян была богиня Баба, или Бабиа, которую почитали питательницею детей {Некоторые производят название Бабы или Бабии, Сирийской богини, от слова: бабиа, которым, в Багдаде называют и поныне детей (Encycloped. tom. 2); сие название перешло к Северным народам; Кельты также название баб давали своим детям (Les syrionimes Franèais tom. 1); на Латинском babus значит дитя, которое не умеет еще говорить, оттуда на Французском: babouin, резвой мальчик, babilliarad, babioles: и у нас известна простонародная песня и которою усыпляют детей: баю баюшки баю, оттуда: баюкать, усыплять дитя, баить, говорить.}. Северные народы обитавшие в древности в пределах нынешней России, имели свою богиню Бабу, которой самое имя означает уже старость.

Золотую Бабу обожали гораздо прежде появления Славян почти все народы Севера, состоявшие из Чудских или Финнских племен {Смотри Готския саги, Петрея и Гервенштейна.}; а Славяне, вероятно, стали почитать ее после своего рассеяния от берегов Дуная, где они в первый раз показались {Нестор, по Кенигсбергскому списку 1767 стран. 6.}; от Славян, поселившись в областях нынешней России, почтение к сей богине перешло к Славянам, населявшим бывшую Польшу и часть Германии, что доказывает истукан Бабы, вырытый в Прильвице, и свидетельство многих старинных писателей Германских, которые описывали религию народов, населявших Германию.

Северные народы под своею богинею Бабою почитали ту самую, которая у Восточных народов известна была под названием богини Сирийской, означавшей землю. Я приведу на сие следующие доказательства:

  1. Храм Сирийской богини находился в Гиераполисе и Лукианово описание {Лукиан в своем рассуждении о Сирийской богине.} чрезмерного его богатства весьма сходно с описанием богатства храма золотой Бабы; истукан её, вырытый в Прильвице, вылит был также из золота. Во храм Бабы скрывалось множество музыкальных инструментов, которыми жрецы производили шум и приписывали его самой богине; во храме Сирийском слышан был также подобный шум. Богине Северной обязаны были приносить жертвы путешественники и другие жители окрестных стран; то же самое наблюдалось и у Сирийской богини, Гиерраполис (священный град) известен был у Восточных народов под названием Мам-биц, что значит: жилище бабы или бабки (magna mater) {Monde primit. parю G. de Sebelin VIII. 16.}.
  2. Сирийская богиня (земля) есть то же, что и Цибела или Рея; а об сии богини назывались бабками (Magna mater) {Тезихий в своем Словаре и другие толкователи.}.
  3. Богиня Сирийская называлась Матерью богов, или, говоря правильнее, бабушкою богов (Magna mater); известно, что сия богиня: представляла собою землю; и между Русскими еще и ныне в употреблении придавать земле название матери: кто не знает известных слов мать сыра земля?
  4. Скандинавы обожали землю под именем Фриги или Фреи {Исландская Едда Гл. XIII. Фрея есть благоприятнейшая из богинь; то место, в котором она живет на небе, называется соединением народов. Она ездит на коне везде, где бывают сражения, и присвояет себе половину мертвых, а другая половина принадлежит Одину, и проч. Последняя мысль прекрасна: земля присвояет себе тела убитых, а небо или Один души их; также и соединение народов не есть ли самое верное определение земли; в которой соединяются жители всех стран и веков?}; а на древнем Германском Фрея; то же что фрау (женщина) {Маллет в Датской Истории и Трессак в исследовании Религии древних народов Севера.}: и у Русских в грубом простонародном наречии женщина называется Бабой.
  5. Все первобытные народы боготворили землю, которую в последствии времени: превратили в Венеру, может быть потому что земля плодородна. Таким образом в Финикии Асmарme почиталась прежде за богиню земли, а после за Венеру. Сирийская богиня имела также признаки Венеры. Иеремия называет Ассирию голубицею {Иеремия гл. XLVI.}, потому что голубь означал Сирийскую богиню; которая была покровительница Ассирии; Венерина колесница запряжена была также голубями; Фрига, супруга Одинова, принималась прежде за землю, а напоследок за Венеру; должно думать; что то же самое случилось и с Северною. богинею: прежде имя бабы (бабушки) означало одну только старость, но после того название бабы в простонародном наречии и в презрительным смысле изображало женщину; сие унизительное название женщины бабою сходно со мнением Скандинавов, которые свою Фригу в последствии времени не только почитали богинею любви, но и самого распутства.
  6. Венере у многих народов посвящен был особенный день: Греки и Римляне посвятили ей пятницу; у Скандинавов также сей день посвящен был Фриге, что самое название его показывает, и ныне в некоторых селениях средней полосы России пятница называется бабьим днем.

Из сего можно заключить, что Северная богиня Баба означала землю, или, принимая в обширном смысле, самую природу, а после превратилась в Венеру. Название золотой получила она от золотого своего истукана. В её храме находилось много музыкальных инструментов, посредством которых производим был шум. Северные народы приносили ей в жертву меха и получали от нее прорицания {Petreus Berichten p. 79. Guagnini tab. 85. Respublиса Mosc Freytag Lugdum Batavorum 1630.}; от них почтение к сей богине перешло к Славянам. Она представлена была с двумя младенцами: одного держала подле груди, а другой протягивал к ней руки, на ней была одежда, а на лице покрывало; голова её украшалась цветами.

Богиня представлена была с младенцем, знак того, что земля или природа есть общая питательница людей, одежда её и покрывало означали то, что многия красоты природы сокрыты, или сокровища земли; цветы на голов её показывали те украшения, которыми земля покрывается.

 

📑 Похожие статьи на сайте
При перепечатке просьба вставлять активные ссылки на ruolden.ru
Copyright oslogic.ru © 2024 . All Rights Reserved.