Леший, лесовик, лешак, лисун, боровик — в восточнославянской мифологии злой дух, воплощение леса как враждебной человеку части пространства. Леший — хозяин леса и зверей, его представляют одетым в звериную шкуру, иногда со звериными атрибутам и рогам и, копытами.
Леший может изменить свой рост — становиться ниже травы или выше деревьев; перегоняет стада зверей из одного леса в другой; связь с волкам и объединяет его со святым Георгием — Юрием, волчьим пастырем Егорием русских духовных преданий.
Леший может превращаться в любого зверя и любую птицу, в дерево, куст или гриб. В севернорусской традиции появление лешего обычно связано с различными погодными явлениями, особенно вихрем или резким ветром. Местом обитания лешего является весь лес (обычно, сосновые еловые боры), однако его излюбленные места — непролазные чащи, коряги, вывернутые с корнем деревья, лесные избушки.
Леший сторожит лес и (как хозяин) безраздельно распоряжается всем, что там есть, разговаривает с животными, которые беспрекословно ему подчиняются. Он охраняет и пасет стада лесных зверей, является начальником над всеми волками. Он часто перегоняет с места на место табуны зайцев, волков, белок, полевых мышей и крыс.
Леший имеет вид мужика или старика с белой бородой, одетого в обычную крестьянскую одежду, но наделен отрицательными атрибутам и, связью с левым (признак нечистой силы): у него левая сторона одежды запахнута на правую, левый лапоть надет на правую ногу и когда он садится, всегда закидывает левую ногу на правую (ср. сходный мотив в связи со славянским водяным и т. п.).
В быличках Леший — проклятый человек или наложный (вредоносный) покойник. Леший может пугать людей своим смехом, увести ребенка, сбить с пути.
Особенно часто это случается с теми, кто пришел в лес не благословясь или кто, войдя в лес, не «попросился» у лешего. Обречен на блуждание в лесу и тот, кому леший пересечет дорогу.
Леший похищает или заманивает к себе девушек и женщин и живет с ними. Может увести ребёнка: детьми лешего считаются похищенные до крещения младенцы. Полагают, что жены лешего происходят из душ загубленных им девушек, которые были прокляты своими родителями. Чтобы возвратить людей, которых увел леший, на перекрестках дорог клали для него угощение: сало, горшок с кашей, блины. Еду заворачивали в чистую тряпку с красной ниткой, кланялись на четыре стороны не крестясь и просили лешего вернуть родственника.
Для защиты от Лешего уведенный им человек ничего не должен есть или должен носить с собой лутовку (очищенный от коры кусок липового дерева), перевернуть стельки у обуви и т. п.
Существуют также представления о женских духах леса — лисунках, лешачихах, с длинными грудями, закинутыми за спину. Сходные лесные духи известны в западнославянской и других традициях.
Леший происходит из проклятых людей, некрещеных или обмененных детей, из «нечистых» (заложных, вредоносных) покойников. Согласно легенде, лешими стали сброшенные с неба ангелы, которые упали в леса.
Иногда полагали, что леший никогда не бывает подпоясан, иногда, напротив, непременным его атрибутом называют красный кушак. Одежда у него белого, красного, черного или зеленого цвета. Иногда он представляется одетым в звериную шкуру.
У лешего нет бровей и ресниц, правый глаз неподвижен и больше левого; волосы зачесаны налево, у него нет правого уха, он не отбрасывает тени. По некоторым русским поверьям, кровь у лешего синяя или сам он синий. Белорусы полагают, что леший имеет узкое лицо, длинную клинообразную бороду, один глаз и одну ногу пяткой вперед. Иногда лешего наделяют горящими зеленым светом глазами или звериными атрибутами — рогами, копытами. Людям леший обычно показывается в виде знакомого или родственника.
Поскольку леший считался хозяином всех зверей и дичи, то без договора с ним охотник не мог охотиться, иначе он оставался без добычи или погибал. В тех областях, где скотину пасли в лесу, пастух должен был заключить с лешим договор на право пасти скот в его угодьях. Для этого пастух шел в полночь в лес и призывал лешего. Факт договора пастух должен был держать в строжайшей тайне, иначе леший мог убить его. За нарушение договора леший карает пастуха, вредит ему самому или скоту. Пастух мог вымолить у лешего прощенье, встав в лесу на колени и принеся подарок в виде хлеба, стопки водки или денег. Если пастух нарушает обещание отдать лешему одну корову из стада, леший убивает его.
Леший ходит по лесу ночью до первых петухов, после чего спит в лесной избушке. Летом леший справляет свадьбу, во время которой в лесу поднимается буря. Лешие уходят на зиму под землю в день Св. Ерофея (4/17.X) и вновь появляются весной, когда начинает таять снег и размыкается земля.
Оберегами от лешего служили соль и огонь, магический круг, очерченный осиновой палкой, ножом или кочергой, а также лутовка — липовая палка, очищенная от коры. Уведённый лешим человек ничего не должен есть или должен носить с собой лутовку. Другой способ уберечься от проказ лешего — одеться по его «моде», поменяв обувь на ногах и запахнув кафтан на правую сторону. Полагали, что если при встрече с лешим молитва не помогает, необходимо ругаться матом.
Литература
- Токарев С. А., Религиозные верования восточнославянских народов XIX — начала XX в., М., 1957
- Померанцева Э. В., Мифологические персонажи в русском фольклоре, М., 1975