Водяной, водник, водяник, водовик — один из главных представителей славянской демонологии, хозяин водных пространств (водяной дедушка, водяной хозяин, царь водяной), злой дух, обитающий в воде.
Согласно легенде, Водяные — падшие ангелы, сброшенные Богом с небес и попавшие в воду. Водяной обнаруживает себя громким смехом, хохотом, в предвкушении жертвы хлопает в ладоши. Иногда он подражает звукам, издаваемым как человеком, так и животными,— кричит, визжит, стонет, свистит, ухает, воет, крякает, блеет,— чтобы кого-нибудь напугать и заманить в свой подводный дворец.
В славянской мифологии злой дух, воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала. Женские духи воды — водяницы (чеш. vodni panna, сербо-лужиц. wodna zona, словен. povodnja devica и др.) увязываются, как и русалки, с представлениями о вредоносных покойниках — «заложных покойниках», становящихся упырями и злыми духами; на них женятся водяной. Водяные соотносятся с чёрным цветом: им приносили в жертву чёрного козла, чёрного петуха, существовал обычай держать на водяных мельницах черных животных, любезных водяному.
Восточнославянский Водяной — это чаще всего старик — или маленького роста, или большого, бывает, с очень длинными ногами. Иногда его представляют голым с большим вздувшимся животом и опухшим лицом. Длинная, седая или зеленая борода доходит до колен. В былинках он принимает вид получеловека-полурыбы. У него могут быть перепонки между пальцами рук и ног. Нередко выглядит как поросший шерстью черт с рогами, либо как чудовище серого цвета.
Водяной способен к оборотничеству — он становится бревном, мертвецом, превращается в рыбу (сома, карпа, щуку), лошадь, свинью, корову, собаку, любит ездить на соме, поэтому сома называют чертовым конем.
Живет Водяной в глубоких местах, в омутах, особенно же любит селиться под водяной мельницей, возле колеса. Мельники дружат с Водяным, иначе он может испортить колесо, разорить запруду. Чтобы Водяной им не вредил, один раз в году приносят ему в дар черную свинью или какое-либо другое животное. На Украине в основании плотины закапывали лошадиный череп, чтобы обезопасить себя от проказ Водяного.
По поверьям, у водяного были коровы чёрного цвета, он обитал в чёрной воде — в сказках, в частности сербо-лужицких, урочище Чёрна Вода служит местом встречи с водяным. С левой полы водяного постоянно капает вода (это можно сравнить с особым значением левой стороны у лешего). Водяной утаскивали людей к себе на дно, пугали и топили купающихся.
В волшебных сказках водяной схватывает свою жертву, когда она пьёт из ручья или колодца, требует у схваченного царя или купца сына в залог и т. п. В славянских поверьях о водяном и морском царе можно видеть отражение на более низком уровне мифологической системы представлений, некогда относившихся к особому богу моря и вод (ср. Аутримпса в прусской мифологии, Нептуна в римской и т. п.). Типологически сходные поверья о водяном известны многим народам.
Время наибольшей активности Водяного — полдень, полночь, время после захода солнца, лунные ночи. Водяной особенно опасен во время больших праздников: в ночь на Ивана Купалу, в субботу перед Троицей, а также в период цветения ржи. Зимой Водяной спит на дне реки, просыпается 1 апреля, ломает лед, мучает мелкую рыбу.
Согласно восточнославянским поверьям, Водяной охраняет рыбу и птицу, переманивая ее из других озер; пасет табуны своих лошадей и стада своих коров на прибрежных лугах.
Средства защиты от Водяного: чеснок, папоротник, веревка, сплетенная из девяти полос липового лыка, пуговица от свадебного наряда, святая вода. Он не может утопить человека, съевшего хлеб из муки, смолотой в ночь на Ивана Купалу. Чтобы избавиться от Водяного, следует загадать ему загадку или задать вопросы, на которые он не сможет ответить.