Чулков Михаил Дмитриевич, родился в 1740 году в семье московского солдата. Впоследствии, надворный советник, секретарь 5-го департамента Правительствующего Сената, писатель, издатель сатирических журналов «И то и се» и «Парнасский Щепетильник», автор многих сочинений по этнографии и политической экономии.
По его собственным словам, он «в младенчестве обучался в императорском Московском университете, откуда, изучив одно токмо начальное основание словесных наук, взят был с прочими по именному указу и определен в службу».
Будущий фольклорист получал начальное образование в гимназии Московского университета. Во время обучения увлекался актерским мастерством и, в возрасте 17-ти лет, начал работать актером в Петербургском театре. С 1765 года служит при дворе Павла на разных должностях. В 1770 занял пост в сенате. В 1789 году получил право на потомственное дворянство.
Несмотря на свое скудное образование и на служебные занятия, которых было всегда у него много, он сильно увлекался чтением, причем и сам пробовал свои силы в области литературы и поэзии, сочиняя стихи, романы, сатиры и критические статьи.
С особенным же усердием занимался он собиранием материалов по мифологии и этнографии. Первое серьезное сочинение Чулкова было «Краткий мифологический словарь», напечатанный в С.-Петербурге в 1767 г.
Затем, два года спустя, он выступил с сатирическим еженедельным журналом «И то и се», в одной из книжек которого так излагал свою программу:
«Я сам себя больше знаю, нежели кто другой, и обещаюсь, ежели не солгу, в сем сочинении описать большую половину моей жизни. Только опять сказываю и это, что не все то будет правда, что я буду говорить о самом себе; иногда именем моим буду я кликать другого, который хотя и не отзовется. По той причине, может, он на меня и подосадует, однако в необходимый путь ступить мне должно как-нибудь; впрочем, зеркало не виновато, коли рожа крива».
М. Д. Чулков скончался в Москве, в чине надворного советника и в должности секретаря 5-го департамента Правительствующего Сената, на 54 году от рождения, 14-го октября 1793 года.
- Дальнейшее продолжение повести об Аскалоне. М. Д. Чулков
- Начало Ливонина повествования. М. Д. Чулков
- Начало сна Кидалова. М. Д. Чулков
- Повесть о Нетоне. М. Д. Чулков
- Похождение Алима и Асклиады. М. Д. Чулков
- Приключения Роксолановы. М. Д. Чулков
- Продолжение Кидаловых приключений. М. Д. Чулков
- Продолжение повести об Аскалоне. М. Д. Чулков
- Русак. Повесть о Силославе. М. Д. Чулков
- Сказание о трёх злах. М. Д. Чулков
- По порохе, по порохе, По широкой дороге Бежат сани с козырями, Другѝ с вырезами. Что на этих на санях Два молодчика сидят, Два молоденьких, Два холостеньких. Приворачивай, ребята, Ко широкому двору, Ко прекрасному крыльцу, Ко Ивану молодцу; У Ивана молодца Растёт дочь хороша, Светик Аннушка душа. Ка̀чу, ка̀чу каблучек, Обувайся башмачек: Мне не муж […]
- У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлете, шубка тепленькая. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек. Ходит лиса тихохонько, к земле пригинается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает. Роет норы, умница, глубокие; много ходов в них […]
- Подымался с Москвы большой боярин Он на тихой Дон Иванович гуляти, Не доехавши тиха Дона становился, Похвалялся всех казаков перевешать. Казаки-братды тотчас догадались, Во единой круг они собирались, Середи круга становился царев боярин, Он стал читать государевы указы, Дочитался он до царского титула, Казаки все шапки поснимали, А большой царев боярин шляпы не снял; От […]
- На горе, горе шёлковая трава, На той траве утреняя роса; На той траве стар коня седлает, Красную девицу уговаривает: „Красная девица, ты поди за меня, Я тебя стану калачами кормить, Я тебя стану сытою поить, Я тебя не стану ни бить, ни журить.“ — Хоть ты мени, старой, калачами корми, Хоть ты меня, старой, […]
- Жил купец с купчихой, и была у их дочка. Приехали разбойники в сваты. Ну, родители ону согласны были отдать. Потом она хотела узнать о сватах. У ней была собачка зна́тная; собачка вперед, она за ней. Оны ишли-ишли, в дремучий лес пришли. Стоит хороший дом. Она постучалась, выходит старушка. „Милая моя, как ты сюда попала? […]