Чулков Михаил Дмитриевич, родился в 1740 году в семье московского солдата. Впоследствии, надворный советник, секретарь 5-го департамента Правительствующего Сената, писатель, издатель сатирических журналов «И то и се» и «Парнасский Щепетильник», автор многих сочинений по этнографии и политической экономии.
По его собственным словам, он «в младенчестве обучался в императорском Московском университете, откуда, изучив одно токмо начальное основание словесных наук, взят был с прочими по именному указу и определен в службу».
Будущий фольклорист получал начальное образование в гимназии Московского университета. Во время обучения увлекался актерским мастерством и, в возрасте 17-ти лет, начал работать актером в Петербургском театре. С 1765 года служит при дворе Павла на разных должностях. В 1770 занял пост в сенате. В 1789 году получил право на потомственное дворянство.
Несмотря на свое скудное образование и на служебные занятия, которых было всегда у него много, он сильно увлекался чтением, причем и сам пробовал свои силы в области литературы и поэзии, сочиняя стихи, романы, сатиры и критические статьи.
С особенным же усердием занимался он собиранием материалов по мифологии и этнографии. Первое серьезное сочинение Чулкова было «Краткий мифологический словарь», напечатанный в С.-Петербурге в 1767 г.
Затем, два года спустя, он выступил с сатирическим еженедельным журналом «И то и се», в одной из книжек которого так излагал свою программу:
«Я сам себя больше знаю, нежели кто другой, и обещаюсь, ежели не солгу, в сем сочинении описать большую половину моей жизни. Только опять сказываю и это, что не все то будет правда, что я буду говорить о самом себе; иногда именем моим буду я кликать другого, который хотя и не отзовется. По той причине, может, он на меня и подосадует, однако в необходимый путь ступить мне должно как-нибудь; впрочем, зеркало не виновато, коли рожа крива».
М. Д. Чулков скончался в Москве, в чине надворного советника и в должности секретаря 5-го департамента Правительствующего Сената, на 54 году от рождения, 14-го октября 1793 года.
- Дальнейшее продолжение повести об Аскалоне. М. Д. Чулков
- Начало Ливонина повествования. М. Д. Чулков
- Начало сна Кидалова. М. Д. Чулков
- Повесть о Нетоне. М. Д. Чулков
- Похождение Алима и Асклиады. М. Д. Чулков
- Приключения Роксолановы. М. Д. Чулков
- Продолжение Кидаловых приключений. М. Д. Чулков
- Продолжение повести об Аскалоне. М. Д. Чулков
- Русак. Повесть о Силославе. М. Д. Чулков
- Сказание о трёх злах. М. Д. Чулков
- I Один большой господин захотел дать большой бал, и притом детский. А детским балом называется такой бал, на который большие привозят маленьких детей, одев их как можно лучше, и всем показывают, какие у них хорошие дети и как хорошо они одеты. На этот бал пригласили также и маленькую Нину, очень хорошенькую, веселую девочку. Мать Нины […]
- В одном селе жил-был поп-толоконный лоб, по имени Ерема; у него был малый сынок Петрушка, такой прихотливый да балованный: уж если чего захочет, так в ту же минуту давай; не то — заревет так, что святых выноси. Да все, что под руку попадется, начнет бить-кромсать, на куски ломать. Хоть летами мал, а ноготок востер: не […]
- В одной деревне жил старик. Древность его свидетельствовала лысина, с которой от долговременного ношения шапки слезли все волосы. Словом сказать, она в доме его служила ночью вместо месяца. Помощницу у себя имел он равных лет; но разнствовала она от него горбом. Однако речь у нас идет не до статей их, а до сына их […]
- У слесаря Галамея в поясницу вступило: мочи нет, одолел ревматизм этот самый окаянный. Галамей и то, и другое, и на пороге ему баба поясницу обухом секла, и мазево всякое — ничего толку. Уж и за что взяться — не знает. А тут сосед какой-то возьми и накапай ему в мозги про электричество: одно-де тебе и […]
- В некотором царстве, не в нашем государстве, в этаких местах, в этаких больших деревнях жил-был мужик, по имени Иван. Мужик рослый, здоровый, мужественный, и, хотя детный и обложенный податями превыше головы, а всё ещё шибко богатый. Земли у него было изрядное множество — аж до края света, а дальше уж море-окиян тёк, откуда по […]