Жил-был в давние времена молодой парень, плотник по мастерству. Никого у него родных не осталось, ни угла родного, ни двора, ни кола – нет ничего. Только и есть, что здоровые руки и сила в плечах. Вот и пошел плотник странствовать по родной земле. И встречает он как-то на пути двух странников. А были это сам Перун да Дьявол.
— Здорово, добрый человек! – говорят странники.
— Здорово, братцы!..
— Куда идешь, добрый человек?..
— А я и сам не знаю… Куда ноги приведут!..
— Возьми нас в товарищи. Будем втроем по белу свету странствовать!
— Ну, что ж, — говорит плотник, — оно и лучше, да и не так скучно на народе!..
Ну, вот и стали с той поры странствовать мужик, Перун и Дьявол, и долгое время жили они в ладу между собой. Перун и Дьявол провизию добывали, а мужик стряпал обед да ужин, варил и жарил, что товарищи его за день раздобыть успели. А жили они, где придется. Вот только раз мужик и говорит своим товарищам.
Иллюстрация из книги «Русские народные сказки» А. А. Фёдорова-Давыдова, т. 2 сказки «Три странника»
— А что, братцы, давайте-ка мы избу поставим. Всё в избе-то лучше будет, чем на воле ночевать. Да и непогожее время скоро настанет, — вот мы в избе-то и устроимся.
Стал мужик лес рубить, а Перун с Дьяволом бревна таскают. Срубил плотник избу, и стали товарищи жить да поживать лучше прежнего.
Вот только весна пришла, мужик сладил соху и борону и говорит:
— Ну, братцы, теперь давайте землю пахать. Научу я вас, как хлеб засевать!..
Запряг мужик в соху Перуна и Дьявола и вспахал новину; разборонил и засеял хлеб. А потом мужик и огород завел. И стали товарищи ещё лучше и зажиточнее жить.
Только проведала про то Баба Яга; повадилась она на огород по ночам ходить, — гряды ковырять, сладкую репу выкапывать.
— Эх, братцы! – говорит мужик, — неладное дело: у нас вор завелся; этак он у нас весь огород разорит. Надо будет укараулить вора да отвадить его отсюда…
Выпало на долю в первую ночь Дьяволу идти огород сторожить.
Пошел Дьявол, залег в огород, ждет.
Ровно в полночь загремело, зазвенело, — скачет вор во всю прыть на огород – и давай гряды ковырять, сладкую репу выкапывать. Бросился, было, Дьявол репу отнимать, — как пошла его Баба Яга пестом колотить, всего избила, изувечила до полусмерти, а сама ускакала и репу с собой унесла.
Вернулся Дьявол домой и совестно ему сознаться, что его баба поколотила.
— Умаялся, — говорит, — за день-то, стала меня дрема томить, и не заметил, как и заснул, — да так до самого утра и проспал!..
На другую ночь пошел Перун огород сторожить, лиходея-вора подкарауливать…
Ровно в полночь прискакала Баба Яга на огород – и давай гряды ковырять, сладкую репу выкапывать. Цельный ворох репы накопала, и только, было, собралась домой уезжать, — бросился на неё Перун, а она его и давай пестом охаживать, — всего-то избила, изувечила, еле вживе на огороде оставила, а сама репу подобрала, и только её и видели.
Вернулся Перун домой и совестно ему стало перед товарищами сознаться, что его баба исколотила до полусмерти.
— Умаялся я на работе за день-то, — говорит, — как сел на огороде, так и не приметил, как заснул!..
Пошел на третью ночь мужик огород сторожить, лиходея-вора подкарауливать. А чтоб скучно не было, да чтоб сон его не долил, — взял он с собой гусельки звончатые. Сел под забором да тренькает на гусельках.
Только близко к полуночи и слышит мужик, — загремело, зазвенело и скачет кто-то на огород, а сам приговаривает:
— Пошла, железная тележка, проволочный кнут!
Прискакала ведьма на огород и давай гряды копать. А мужик сидит под забором да на гусельках потренькивает… Навострила ведьма уши, полюбилась ей больно музыка. Подскочила она к мужику и говорит:
— Это что у тебя?..
— А гусельки, — отвечает мужик.
— Дай, соседушка, и мне поиграть! – взмолилась ведьма. Ишь, ведь как складно у тебя выходит!..
— Ну, что ж, — говорит мужик, — возьми, попробуй… Да вряд ли сможешь-то!..
Взяла Баба Яга гусельки, хотела поиграть, да только ничего не вышло у неё, — только струны оборвала…
Вот и стала Баба Яга мужика просить, чтобы выучил он её на гусельках играть.
— Выучи, да выучи, земляк!..
— Ну, что ж, — говорит мужик, — пожалуй. Да только пальцы-то у тебя больно толсты, надо их повытянуть; да и когтищи у тебя вон какие отросли, — подрезать их надо…
— Уж подсоби, земляк, — молит, просит Баба Яга, — только обучи играть!..
Взял мужик топор, расколол бревно с одного конца и клин в трещину загнал.
— Ну, — говорит, — запихни в трещину пальцы-то, а я тебя сейчас их малость повытяну!..
Баба Яга сдуру запустила обе руки в трещину, а мужик вытащил клин и защемил руки Бабы Яги. Потом взял пест железный и давай Бабу Ягу учить. Сам бьет да приговаривает:
— Не ходи на чужой огород, не таскай сладкой репы…
Завыла Баба Яга, взмолилась мужику:
— Батюшка , родной!.. Смилуйся надо мной, отпусти на волю… Не трону я твоей репы, другу, недругу закажу к тебе на огород ходить…
Вбил мужик снова клин в трещину, Баба Яга и вырвалась на волю, — только её и видели…
Пришел мужик домой и смеется:
— Эх, братцы!.. – говорит. – И репы-то устеречь не могли, и Бабе Яге волю дали себя отколотить… А я её так отпотчевал, что она сроду сюда больше не заглянет!..
Страх обуял Перуна и Дьявола. И стали они с той поры мужика бояться, стали его старшим братцем величать и во всём ему покорствовать и ничем его затронуть не смели, потому что больно уж они Бабы Яги боялись, — а мужик и Бабе Яге спуску не дал, и так её отпотчевал, что о ней ни слуху, ни духу не было…
Забрать голос