Мужик прогнал со двора старую собаку; она придумала идти в чистое поле и кормиться полевыми мышами. Пошла в поле; увидел ее дятел и взял к себе в товарищи. «Я голодна»,- говорит собака. «Пойдем в деревню,- отвечает дятел,- там свадьбу справляют, будет чем поживиться».
Птица влетела в избу, где свадьбу справляли, и зачала бегать по столам, а гости стали кидать в нее кто чем попало, все перебили и под стол перебросали; а собака в такой суматохе незаметно пробралась в эту же избу, затесалась под стол, наелась, сколько душе угодно, и ушла. «Ну что – сыта?» – спрашивает дятел. «Сыта-то сыта, да пить хочу!» – говорит собака. «Ступай в другую избу, там старик вино цедит из бочки».
Дятел влетел в окошко, сел на бочку и ну долбить в самое дно. Старик хотел ударить дятла, кинул в него воронкой, да не попал! воронка куда-то закатилась: старик и туда и сюда, не может найти, а из бочки вино себе льется наземь.
Собака пробралась в избу, напилась и назад. Сошлась с дятлом и говорит ему: «Я теперь и сыта и пьяна, хочу вдоволь насмеяться!» – «Ладно»,- отвечает дятел.
Вот увидали они, что работники хлеб молотят. Дятел тотчас сел к одному работнику на плечо и стал клевать его в затылок; а другой парень схватил палку, хотел ударить птицу, да и свалил с ног работника.
А собака от смеха так и катается по земле!
После того дятел с собакою пустились в чистое поле и повстречали лисицу. Дятел начал мапить лисицу; чуть-чуть подымется вверх и опять опустится вниз; лиса ну гоняться за ним по полю, а собака подкралась сзади к лисице, подползла на брюхе, хвать ее и начала грызть.
На ту пору ехал мужик с возом горшки продавать, увидел, что собака лису давит, прибежал к ним с поленом, ударил со всего размаху, убил и ту и другую.
Озлился дятел на старика; сел его лошади на голову и стал выклевывать ей глаза. Мужик бежит с поленом, хочет убить дятла; прибежал, как хватит – лошадь тут же и повалилась мертвая. А дятел увернулся, перелетел на воз и пошел бегать по горшкам, а сам так и бьет крылами.
Мужик за ним и ну поленом по возу-то, по возу-то! Перебил все горшки и пошел домой ни с чем. А дятел улетел в лес.