Ахшарумов Николай Дмитриевич – беллетрист и критик; род. в Петербурге 3 дек. 1819 г., воспитание получил в Царскосельском лицее, по окончании которого в 1839 г. поступил на службу в военное министерство, но в 1845 г. вышел в отставку.
В середине сороковых годов посещал одно время Петерб. университет и изучал также живопись в Академии художеств. Первым его литературным произведением была повесть: “Двойник”, которую он, под псевдонимом Чернова, поместил в “Отеч. Записках” (1850 г., No 1). За ней последовал ряд романов, повестей и сказок для детей. Самая знаменитая книга – “Русские сказки для детей”, последний раз издававшаяся в 1911 году.
В своих романах и повестях А. стремится доставить читателю интересное и занимательное чтение, и потому они отличаются фантастичностью сюжета, живостью рассказа и необычайными положениями героев.
Ему принадлежат еще критические статьи о “Преступлении и наказании” Достоевского (“Всем. Труд”, 1867, No 3), “Об основных началах психологии” Спенсера (т. ж., No 10), “О Войне и Мире” Толстого (т. ж., 1868 No 4 и 1869, ? 3) и др.
Он писал еще о “Задачах русской живописи”, “Об идеале в области пластических искусств” и т. п. (“Вест. изящных искусств”).
Умер Ахшарумов 18 августа 1893 года.
- Жили-были пузырь, соломинка и лапоть; пошли они в лес дрова рубить, дошли до реки, не знают: как через реку перейти? Лапоть говорит пузырю: «Пузырь, давай на тебе переплывем!» – «Нет, лапоть, пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдем по ней». Соломинка перетянулась; лапоть пошел по ней, она и переломилась. Лапоть […]
- В некотором царстве жил купеческий сын; сильный, смелый, смолоду ничего не боялся; захотелось ему страсти изведать, и поехал он с работником странствовать. Долго ли, коротко ли — приехали они к дремучему лесу, а тут как нарочно и смерклося. «Поезжай в лес!» — говорит купеческий сын. «Эх, хозяин, сюда страшно ехать; ведь теперь ночь, могут либо звери […]
- Утка шла по бережку, Серая по крутому, Деток вела за собою: Малого, большего, Середнего, меньшего: „Ах вы, утоньки, уты! Передайтеся сюды, На мою сторону; На моей стороне Переходочки часты, Все калиновы мосты. Утоньки, постойте! Серые, погодите! Я схожу недалечко, На княж двор, на боярский: Шубы шьют соболины, Петельки шёлковые, Пуговки золотые“. Украли у утки […]
- Значение Перуна и Волоса в договорах Олега и Игоря с Царьградом Дмитрий Оттович Шеппинг Мифы славянского язычества 1849 год В договорах наших первых варяжских князей с греками постоянно встречаются в клятвах имена двух, по-видимому важнейших, богов наших русских дружин: Перуна и Волоса, скотьего бога. Первое из них — имя нашего северного Зевеса; второе же […]
- Как у нас на селе заспорил Лука с Петром, сомутилася вода с песком, у невестки с золовками был бой большой: на том бою кашу-горюху поранили, киселя-горюна во полон полонили, репу с морковью подкопом взяли, капусту под меч приклонили. А я на бой не поспел, на лавочке просидел. В то время жили мы шесть братьев — […]