(Легенда о Петре Великом)
Император Петр Первый, ездивший, как известно, по всяким пустырям и темным лесам Русского царства, один раз наехал на монастырь, который был в стороне от большой дроги, в лесу, и был, как следовало монастырю, обнесен стеной, или забором. Над воротами этого монастыря была надпись: «Беспечальный монастырь». Петр Первый прочитал такую надпись, и удивился. «Что это значит: «беспечальный монастырь?» Видно монахи живут тут и ничего не делают» и от того не знают никакой печали – беспечальны. Дай, – говорит, – задам я им печаль!»
Призвал к себе игумена этого монастыря и велел ему тотчас же решить следующие три задачи:
Первая задача: чего стоит он – Петр Первый?
Вторая задача: много ли на небе звезд?
Третья задача; о чем теперь он, Петр Первый, думает?
Игумен пошел в свой монастырь, а Петр Первый остался на коне ждать его.
Придя в монастырь, игумен тотчас же собрал на совет всю братию, чтобы общими силами решить эти задачи. Думали, думали – ничего не могли выдумать; потому что монахи беспечального монастыря давно отвыкли от всякой думы. А не решить задач – боялись Петра Первого. Весь беспечальный монастырь вдруг опечалился, и все монахи не рады были и своей жизни. А Петр Великий сидит на коне и ждет игумена с ответами.
На ту пору в монастыре был один мельник, который, когда услышал об этом горе монастырском и узнал в чем дело, пришел к игумену, и говорит: «Давай мне скорее твое платье, я оденусь игуменом и дам ответ на все задачи, а ты надень мое платье, чтобы Петр Первый не узнал тебя». Игумен с радостью согласился на это, и отдал мельнику свое платье, а сам нарядился мельником.
Мельник, надевши на себя игуменскую рясу, наложивши на голову клобук, а в руки взявши монашеские четки – все, как следует игумену, явился перед Петром Первым.
– Что, отец, выдумался ли?
– Выдумался, – говорит мельник.
– Ну отвечай же: дорог ли я?
– «Христос, царь небесный, продан был за тридесять серебренников, а ты земной царь, конечно, можешь быть продан подешевле», – сказал мельник.
– Много ли на небе звезд?
– «Я считал, и насчитал тридцать три тысячи триллионов и сто девяносто одну звезду. Если не веришь мне, царь, то пересчитай сам», – сказал мельник, вынул из пазухи и подал Петру Первому лист бумаги, в котором было множество точек, которые означали звезды, будто бы сосчитанные.мельником.
– А о чем я теперь думаю?
– «Ты думаешь, что с тобой говорит игумен, а меж тем перед тобой стоит мельник, только в игуменском платье». И мельник рассказал Петру Первому всю историю с игуменом.
Этим мельник так полюбился Петру Первому, что он сделал мельника игуменом того монастыря, а игумену велел быть мельником.
С тех пор не стало беспечального монастыря.