Былина – это сам народ со всеми его темными и светлыми сторонами; былина – это сама жизнь Руси, и жизнь эта рисуется в песнях со всех сторон, со всеми подробностями обстановки домашней, военной и придворной. И это придает былине особенную ценность: она воскрешает перед нами древнерусский уклад жизни с самыми мелочными подробностями.
Былины рассказывают нам о диковинной «старинушке», когда народ еще не знал предела своей «силушке» и еще не умел употребить ее на пользу Родине. Но проходило время: народ, как ребенок, вырастал и учился мыслить; устраивал свою жизнь, приобретал друзей и врагов, и силушка нашла себе исход в служении на пользу близким, на пользу Родине; и народ стал петь уже о других героях, стоявших на страже Руси, на заставе.
Каждый народ имеет свою поэзию, подобную нашим былинам, свой, как говорят, эпос, рисующий жизнь того или другого народа, и наши былины принадлежат к числу самых поэтических и прекрасных эпических песен.
- Был у старика сын дурак. Просит дурак, чтобы отец его женил: – А если не женишь — всю печку разломаю! – Как я тебя женю? У нас денег нету. – Денег нету, да есть вол; продай его на бойню. Вол услыхал, в лес убежал. Дурак опять пристает к отцу: – Жени меня, не то всю […]
- Сыграй, Вася, сыграй, милый, Гармонист ты наш любимый. Что вы, девки, не поете? Иль ребят хороших ждете? Не жми руку ты мою туго — Не законная супруга. Не твои ли черны брови Довели нас до любови? Ах ты милка, стукни в стену, Я к те выйду, тебя встрену. Разлучили нашу дружбу: Милку – замуж, я […]
- Лисица пришла в деревню и попала в один дом, где никого не было. Лиса нашла там кувшин с маслом. Кувшин был с высоким горлышком, – как достать масло? Подошла лиса к нему и давай совать туда голову. Засунула в кувшин голову и лакомится маслом. Вдруг приходит хозяйка, лисица бросилась вон вместе с кувшином, вытащить из […]
- В духовном стихе, записанном (А. В. Валовым) в Пошехонье Яросл. г., душа ведьмы, уже завершившей свое земное существование, следующим образом кается в своих грехах: «От коровушек молочко отдаивала, Промеж межи полоску прожиновала, От хлебушка спорынью отымывала». В этом стихе дается полная характеристика злой деятельности ведьмы, так как эти три деяния составляют специальные занятия женщин, решившихся […]
- Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки; рассказывается не сзади, а спереди, не как дядя Селиван тулуп надевал. А эта сказка мною не выдумана, из старых лык не выплетена и заново шелком не выстрочена: мне ее по летним дням да по осенним ночам рассказывал Савка-Журавка долгоног, железный нос. Савка-Журавка по двору ходит, черным […]