Русские простонародные легенды.
Сборник сказок 1861 года
ПРЕДИСЛОВИЕ.
Широка ты, велика и раздольна Русь, матушка родимая. Всем, всем ты богата, всего у тебя много, всем тебя Бог наградил, не просишь ты ни у кого в займы,—свое есть.
Сколько по тебе раздольной Руси матушке носится красных рассказов. Часто слышатся эти рассказы в русской закоптелой избе, под вечерок, с широкой русской печи.
Седой дедушка рассказывает своим малым внучатам разные небылицы, а те, розинув рты, слушают и дивятся чудесам, про которые рассказывает дедушка. Дедушка, говорю я; а спросили бы меня: Много ли дескать тебе-то лет? Что станешь отвечать, что скажешь, ведь соврать то нельзя, надо признаться, что и я дедушка, стар я, больно стар: волосы на голове моей белы, как снег ранний, лице сморщено, туловище сгорбилось, ноги дрожат, руки трясутся… а всё от старости.
Эх старость, старость, нигде не найдешь такого человека, который был бы рад тебе, дряхлой. Ну да Бог с тобою; отойдите от меня такие тяжелые мысли, нужно о деле рассказывать, нужно переговаривать чужие речи слышанные, дай ко и я взлезу на печь и начну семерым своим внучатам рассказывать: они тоже разинут рты, как и чужие внучата от рассказов своего дедушки, а много я видал таких и внучат, и дедушек, напорядках; я измолол таки Русь матушку, проходил ее родимую из конца в конец, навидался всяких людей и народов, наслушался и этих рассказов, которые хочу сей час рассказать вам.
Много их я знаю, много их на Руси матушке, а возьми любой из них, хоть самой плохонькой, уж знаешь, что это не правда, а слушаешь с радостью, потому, что каждый рассказец не так по пустому выдуман, а непременно с пользою для человека, дает примером хотя какое ни на есть да нравоучение.
Вот и я начинаю рассказывать а вы слушайте да понимайте.
Расскащик.
- Уж ельник, мой ельник, Частой мой берёзник, О ло, ло, ло, ло, ло, частой мой берёзник! Колодезь, колодезь, Колодезь стюденой! Разлился колодезь По лугам, по болотам, По стёжкам, дорожкам. По той по дорожке Мне к батюшке ехать, Мне пир пировати, Мне братца женити, Сестру сговорити. Братца я не женила, Сёстры не сговорила. Колодезь, колодезь…*) […]
- Мерцана. Под сим названием славяне разумели зарю. Следовательно, ей можем придать те же приложения, кои Гомер, списывая с природы, прилагает к своей заре; он ее называет «рудожелтою зарею», иногда же «златобагряною». Оная у него появляется по два раза на день. Когда Феб выезжает на небо; тогда утром, поднимая мрачный покров ночи своими розовыми перстами, показывает […]
- Народные предания ставят ведуна и ведьму в весьма близкое и несомненное сродство с теми мифическими существами, которыми фантазия издревле населяла воздушные области. Но есть и существенное между ними различие: все стихийные духи более или менее удалены от человека, более или менее представляются ему в таинственной недоступности; напротив, ведуны и ведьмы живут между людьми и с […]
- Встретились рыбак и охотник и разговорились. – Раз, – говорит рыбак, – у меня клюнула щука. Я ее тащить, а она такая сильная да большая, – думаю, ее мне в лодку не втащить. Взял топор, тюкнул – и разрубил пополам. Голова ушла, а хвост остался. Ну, взял хвост, принес домой… А на следующий год на […]
- У одного деревенского помещика было два сына-близнеца, т. е. которые родились в одно время. При их рождении отец посадил два яблонные деревца. Дети подросли, и деревца подросли. Когда детям минул третий год, отец им сказал: “Вот тебе, Петруша, дерево, и вот тебе, Миша, дерево. Если вы будете за ними хорошо ухаживать, то на них будут […]