Русские простонародные легенды.
Сборник сказок 1861 года
ПРЕДИСЛОВИЕ.
Широка ты, велика и раздольна Русь, матушка родимая. Всем, всем ты богата, всего у тебя много, всем тебя Бог наградил, не просишь ты ни у кого в займы,—свое есть.
Сколько по тебе раздольной Руси матушке носится красных рассказов. Часто слышатся эти рассказы в русской закоптелой избе, под вечерок, с широкой русской печи.
Седой дедушка рассказывает своим малым внучатам разные небылицы, а те, розинув рты, слушают и дивятся чудесам, про которые рассказывает дедушка. Дедушка, говорю я; а спросили бы меня: Много ли дескать тебе-то лет? Что станешь отвечать, что скажешь, ведь соврать то нельзя, надо признаться, что и я дедушка, стар я, больно стар: волосы на голове моей белы, как снег ранний, лице сморщено, туловище сгорбилось, ноги дрожат, руки трясутся… а всё от старости.
Эх старость, старость, нигде не найдешь такого человека, который был бы рад тебе, дряхлой. Ну да Бог с тобою; отойдите от меня такие тяжелые мысли, нужно о деле рассказывать, нужно переговаривать чужие речи слышанные, дай ко и я взлезу на печь и начну семерым своим внучатам рассказывать: они тоже разинут рты, как и чужие внучата от рассказов своего дедушки, а много я видал таких и внучат, и дедушек, напорядках; я измолол таки Русь матушку, проходил ее родимую из конца в конец, навидался всяких людей и народов, наслушался и этих рассказов, которые хочу сей час рассказать вам.
Много их я знаю, много их на Руси матушке, а возьми любой из них, хоть самой плохонькой, уж знаешь, что это не правда, а слушаешь с радостью, потому, что каждый рассказец не так по пустому выдуман, а непременно с пользою для человека, дает примером хотя какое ни на есть да нравоучение.
Вот и я начинаю рассказывать а вы слушайте да понимайте.
Расскащик.
- Купало и Коляда в их отношении к народному быту русских славян Дмитрий Оттович Шеппинг Мифы славянского язычества 1849 год В языческих преданиях нашей старины религиозные праздники Коляды и Купала не только олицетворили собою идею годовой жизни природы и хода светил, но и сосредоточили в себе две существенные стороны нашей древней народности: общественную, публичную деятельность […]
- Из собрания И.А. Худякова 1860 год. АППОЛОН-ВОР Жил-был царь, у него была дочь. Он и объявил своим людям: кто найдет лошадь, собаку и сокола, за того я отдам свою дочь замуж. Нашелся его дворовый Аполлон. Аполлон велел собрать двадцать таких же молодцев, как он, чтоб они на него были похожи. Собрали двадцать человек и поехали к другому королю, чтоб у него украсть лошадь, собаку […]
- В некотором царстве, не в нашем государстве, жил купец богатый; у него двое детей, сын и дочь. И померли отец с матерью. Братец и говорит сестрице: – Пойдем, сестрица, с эстого города вон; вот я займусь в лавочке — будем торговать, тебе найму фатерку — будешь жить. Ну, вот они пошли в другую губерню. Пришли […]
- А и с‑под ельничка, с‑под березничка, Из‑под часта молодого орешничка, Выходила калика перехожая, Перехожая калика переезжая. У калики костыль дорог рыбий зуб, Дорог рыбий зуб да в девяносто пуд, О костыль калика подпирается, Высоко калика поднимается, Как повыше лесу да стоячего, А пониже облачка ходячего, Опустилася калика на тыи поля, На тыи поля на широкие, […]
- В некотором царстве, не в нашем государстве, в этаких местах, в этаких больших деревнях жил-был мужик, по имени Иван. Мужик рослый, здоровый, мужественный, и, хотя детный и обложенный податями превыше головы, а всё ещё шибко богатый. Земли у него было изрядное множество — аж до края света, а дальше уж море-окиян тёк, откуда по […]